RSS

Футбол моего детства

Июл18
2016

Я не помню, когда я в первый раз стукнул по мячу. Но вот сколько я себя помню, удар ногой по чему-то движущемуся был просто безусловным рефлексом.

Детский садик запомнился плохо – разве что резиновыми мячами и тем, что их на улицу носить не разрешали.

А вот в школе всё началось сразу.

В школьном дворике была баскетбольная площадка со стойками советского образца. Сегодня такие не найти даже в гугле.

 b1

 

Вот это, обведенное красным, пространство и было нашими первыми футбольными воротами, которые прослужили нам исправно многие годы.

Поначалу мы были настолько маленькими, что не могли даже ударить не то, что верхом, но даже и сколько-нибудь далеко. Поэтому в фаворе был тот, кто, схватив кожаный шар, мог протащить его как можно дальше к чужим воротам. Естественное детское желание стать героем нарисовало кратчайший путь к достижению этой цели – взять мяч, обыграть всех и закатить его в ворота.

И тут на первый план выходила координация: обыгрывать мог только тот, кто в ладах со своим телом. И очень быстро произошло разделение: «дриблёры» играют в атаке, те, кто может как-то по мячу пробить – в полузащите, все остальные – в обороне.

«Остальные» это те, кто по мячу попасть не мог, но очень хотел играть. Соответственно, «дриблёры» получали ложное представление о своих способностях, поскольку противостояли им в реальности «конусы».

 

Konus_3

 

С теми воротами, которые у нас были (см. рис.), вопрос о вратаре не был актуальным: любой, кого ни поставь, закроет собой 75% процентов пространства ворот. Так что для того, чтобы забить, приходилось вратаря обыгрывать почти прямо в воротах.

Жажда обыгрыша толкала на самые бессмысленные действия вплоть до возврата к своим воротам и попытки обыграть всех по-новой. И первое осознанное применение неприличного жаргона произошло именно в детском дворовом футболе, когда уставший от чьего-то очередного захода Додик истошно заорал на приятеля:

— Не муди-и-и-и-и-сь!!!!

 

Играли мы каждый день, спортивная форма была с собой только в дни физкультуры, но и в эти дни мы пинали мяч в школьных брюках и обычных ботинках – переодеваться в физкультурную форму было признаком слюнтяйства.

Мне меняли трое штанов за год (пиджаки на время футбола вешались на деревья не из-за аккуратизма, а просто потому, что в них было жарко бегать), и мать все время поносила нашу легкую промышленность, которая делает такие поганые брюки. Промышленность, конечно, была та ещё, но у тех изгоев, кто в футбол не играл, брюки прекрасно жили весь школьный год.

 

Тем временем футбол пришел и в саму школу – мы настолько любили эту игру, что ждать конца уроков было невыносимо. Плюс – нам неимоверно повезло со школой, потому что на каждом этаже была рекреация метров 15 квадратных, где под окном стояла вот такая батарея

napolnyi23

 

Вы же поняли, что это, на самом деле?)

Правда, ворота были одни, так что тот, у кого был «мяч», играл нападение, и наоборот.

Настоящие мячи (даже теннисные) либо быстро улетали в коридор, либо просто били окно, поэтому мы использовали всякие подручные предметы: стирательную резинку; смятый из бумаги шар, перетянутый двумя тонкими черными резниками и даже маленькую хоккейную шайбу.

Но самым главным хитом была «штучка» — косточка от счёт.

 

штучка

 

При хорошем ударе «штучка» пулей залетала в угол «ворот», и чем-то это даже смахивало на щелчок в хоккее.

Учитывая, что рекреация была маленькая, а играли мы зачастую 5 на 5, техника и игра в пас в этих баталиях отходила на второй план. Тут вырабатывалось умение толкаться и быстро пробить — как только «штучка» оказывалась на ботинке.

И очень быстро выяснилось, что те, кто во дворе оставался на заднем плане (то есть, играл в защите), тут был вполне себе боеспособны, причем и во дворе они тоже прибавляли.

 

К четвертому классу наступило понимание важности удара верхом. Воротчику играть руками запрещалось, и если ты попадал в створ на уровне его головы и выше, то был голимый гол. И не надо никого обыгрывать.

Я помню, было такое ощущение: силы уже есть, чтобы поднять мяч, но КАК это сделать — никто не знал. Мы смотрели весь футбол, который показывали по телевизору (это было максимум три-четыре тайма в неделю, стандартно – два, а с ноября по апрель — вообще ничего), но перенести оттуда на своё пространство удавалось только дриблинг.

Ещё с места как-то удавалось один раз из 20 пробить верхом, но в игре…

Ко мне всё пришло само собой: после удачного дриблинга мяч лег на внешнюю сторону стопы, и я залимонил по нему, что есть мочи «сухим листом». К вящему удивлению собравшихся удар прошёл выше ворот.

— Где это ты так бить научился? – спросил Алатор.

— Годы тренировок, — с понтом ответил я, гордясь от того, что после игры будет плотный допрос.

 

Через два месяца я уже бил не когда «мяч ложился», а когда мне было нужно.

Конечно, голова осознанно работала на то, что при каждом случае ты обязан, не раздумывая, бить. То есть, это была тренировка игрой – на скорости, при сопротивлении.

Через месяц я разбил стекло в соседнем доме (и родители платили за новое), а ещё через неделю – забил свой первый гол верхом, и это был момент, когда слились сансара и нирвана. Просто я тогда этого ещё не понимал.

Удар же внутренней стороной стопы дался мне значительно труднее, и до конца своих игровых дней я предпочитал и бить (пенальти в том числе), и давать пас либо «шведой», либо «баночкой».

Приобретение удара верхом настолько расширило возможности забить, что мы стали вратарям разрешать игру руками. А значит — в цене снова выросло умение обыграть.

Мне кажется, все мальчишки мечтают обыгрывать и издевательски закатывать мяч в пустые ворота. Именно поэтому лучшие игроки мира – всегда дриблёры. И Пеле, и Кройф, и Марадона, и Месси, и Криштиану.

Но мы тогда иностранного футбола не видели, поэтому и кумиры у нас были другие – Вьюн, Бурчалкин, Казаченок. Да, некоторые антисоветски настроенные ученики говорили что-то о том, что в Англии всё гораздо круче, и тамошний футбол отличается от нашего как «Битлз» от «Самоцветов». Но если вражескую музыку мы всё-таки как-то слушали, то их футбол остался за семью печатями вплоть до середины 1980х годов.

 

Как-то летом после пятого класса мой дядька в свой редкий приезд на дачу, изрядно выпив, предложил пойти «сыграть в футбол с пацанами». Дядька был спортивный, играл во всё, но с тёткой (сестрой моей матери) был в разводе, поэтому я с ним практически не виделся.

Пацаны собрались быстро, и я до сих пор помню, как дядька обозлился, когда я дважды подряд убрал его под себя на замахе)

На следующее утро мы поехали на озеро, и там я впервые в жизни играл с мужиками. Сердце билось отчаянно, ноги не слушались, но против меня на фланге играл грузный мужик, который за мной тупо не успевал (я уже потом, много лет спустя, понял, что он ещё был и с крупного похмела).

Вечером за столом дядька сказал матери:

— Ира, вам надо отдать его в футбол.

 

Я ныл уже минимум два года, чтобы меня отпустили в футбол, но родители были непреклонны – это босяцкий спорт, и тебе там делать нечего. Я ходил и в шахматы, и в баскетбол, и в настольный теннис, и в плавание, и в хоккей на траве, и в борьбу, но нигде не мог задержаться – становилось скучно.

И если у меня и были спортивные сны, то в них был только футбол. А уж днем-то тем более – я только и ждал возможности попинать. Так что вся моя настоящая детская жизнь шла вокруг футбола. И после той беседы с дядькой родители тоже это поняли.

 

Три года в ДЮСШ научили меня только игровой дисциплине. Никакой технике нас особо не учили, а как только начались игры на первенство города, ты был фактически предоставлен самому себе – тренировки носили характер разминки. И в целом нирваны от футбола сильно поуменьшилось.

А после восьмого класса нужно было переходить в спортинтернат, куда меня, естественно, родители не пустили.

Зато в школе впервые было проведено первенство по мини-футболу. И в финале наш 8-а выиграл у 10-б. Вы же помните, что это – выиграть у тех, кто на два класса старше?

Первое опасение было, что набьют рожи. Но всё обошлось, назавтра нас признали спортивной гордостью школы, а на следующий год мы выиграли сперва районный турнир на военных сборах, а потом и первенство района, играя одним нашим классом.

В общем — звезды районного масштаба. Что меня тогда удивило: никакого прилива девичьего внимания я не почувствовал. И не потому, что я был нечувствительный, а потому, что никакого особого роста не было. Разве что дурочки разные хитро подмигивать стали.

Я просто тогда ещё не понимал, что нормальные девчонки не вешаются на шеи мальчиков, даже если мальчики являются школьными знаменитостями.

 

Я вообще многого тогда не понимал, но это было время познания. И с началом учебы в институте потихоньку футбол в моей жизни перестал занимать первое место – слишком много было других соблазнов. Я не переставал играть, но делал это уже от случая к случаю и всё реже и реже. А вскоре семья и бизнес отняли у футбола не просто первое, но и вообще хоть какое-либо серьезное место в моей жизни.

И когда я наконец выбрался поиграть в зал, то на пятой же минуте сломал лодыжку, и моя футбольная карьера закончилась.

Потом была первая Англия, еще через пару лет — первый английский стадион и первый матч. А потом уже пришла тоска из-за отсутствия сопричастности к этому великому действию на Туманном Альбионе. Из-за того, что у меня не было своей команды, на поиски которой я потрачу ещё многие годы

 

А вот если бы я тогда понимал знаки, которые нам показывает провидение, то я бы своё болельщицкое будущее знал в точности.

Потому что все свои детство и юность я жил на улице Большая Пушкарская.

 

 


Поделиться ссылкой Затвитить пост

12 комментариев

  1. Lolsir

    Душевная история. У меня знакомство игровое с футболом случилось тоже в раннем возрасте, но большую часть учебного времени я уделил большому теннису, на который отдали родители, играть мне нравилось, футбол я вообще лет до 14 не воспринимал как что-то должное, был некий элемент внутри меня, который от футбола меня отталкивал. Случился знаменитый евро 2008, который почему-то я решил посмотреть. Ну и после этого понеслось. Несмотря на наличие побед в теннисе, годам к 16 я на него целиком забил, не было ни страсти, ни щжелания, теперь был только футбол. Так как я нигде не занимался, то техники соответственно никакой и не было, но выносливость из тенниса помогала постоянно совершать короткие быстрые забеги даже когда все остальные ходили пешком по полю, засчет чего мог получать преймущество. Технику движения приобрел спустя пару лет игры по дворам, но к сожалению с теми, кто занимался хоть как-то с мячом в ногах это все равно слабо. Единственное, что действительно удалось отточить — удары с места и пасы любой дальности. Все жалею, что не тот спорт в детстве выбрал.

  2. vgakh
    vgakh

    Годный текст.
    И на этой фразе я бы закончил коммент, если бы не упоминание Большой Пушкарской.
    Далее чистый ОФФТОП.
    Дело в том, что в 9-10 классах я учился в 72-й школе ПЕтроградского района Ленинграда (против главного входа в Первый МЕД, в этом доме нынче одна из их кафедр), и Б. Пушкарская играла существенную роль в нашей школьной жизни. Настолько существенную, что, когда в год окончания нами школы на Пушкарской открылся знаменитый потом пивбар Пушкарь (чуть не первый в городе), туда ушел работать халдеем один из моих бывших однокашников. Ледяное пиво в литровых потных глиняных кружках с надписью «славянской вязью» — ПУШКАРЯМЪ. Самое вкусное в жизни.

    В первые годы туда было не войти, надо было отстоять длиннющий хвост (баров-то в городе, практически, не было, да и пиво в магазинах и ларьках бывало, в основном, в ДЕФИЦИТЕ), а наш однокашник делал нам «проходку».
    Петроградка, любовь моя.
    В смысле — Петроградская сторона — пояснение для жителей НЕ Питера.

    Кировский проспект. Школьная летняя практика в ЛЭТИ, ЭВМ «Промiнь», ЭЦВМ Минск-1, 2 на ЛАМПАХ и с перфолентой из засвеченной фотопленки с КВАДРАТНЫМИ дырками — для ввода данных… Пирожковая на углу Большого и Кировского, кино «Молния», последний ряд. Девочки, белые ночи, выпускной вечер-ночь, Сашка Краев с гитарой у Петропавловки и на Кировском …
    Нда, давно это было.
    Казалось бы, при чем здесь футбол? Я ведь в него не играл никогда…В детстве мы играли в «чхэ», расшибалочку, штандер и лапту — если кто понимает, о чём я. В лапту бегали «до Гагарина» — на доме была надпись большими буквами (граффити — по-нынешнему) «Слава Гагарину!» Вот до неё и бегали…
    Но к Пушкарской я был привязан в юности накрепко. Потом одно время у меня даже офис в течение лет 5 был на Кронверкском (угол Добролюбова), и я уезжал домой С Петроградки на Гражданку ежедневно по Пукшкарской. Да и сейчас любовь к этой улице на Петроградке не уменьшилась…
    Так что, я тоже юность (и не только) провел на Пушкарской. Такие дела.
    ПРОВИДЕНИЕ?
    Сорри за оффтоп.

  3. vidal
    vidal

    Я школу недавно закончил, но у нас такие же стойки были, куда пинали мяч в младших классах, потом к классу восьмому, уже нормальную площадку сделали.

  4. crespo
    crespo

    Да, у нас тоже такие ворота были, а ещё сетка-рабица в железном уголке(на такие ворота играли в .опу, потому что от сетки мяч хорошо отлетал, а проигравшую команду расстреливали мячом). Лет в 12 мы из тонких стволов деревьев и цветной проволоки сделали настоящие футбольные ворота, что было полным шиком и приходилось охранять ворота, чтобы их не украли:) Первый мяч, лет в 7, был кожаный со шнуровкой. Я сейчас понимаю, что он стоил приличных денег, но для нас он был очень тяжелым, особенно, когда намокал. В школе батареи и дверные проходы служили воротами, а круглые советские металлические люстры баскетбольными корзинами :) Мне тоже футбольная секция обломала кайф от футбола, потому что там нужно было работать, а не просто мяч гонять. Упражнения занимали больше половины времени. Эх, воспоминания… :)

  5. newnevele
    newnevele

    Мое футбольное детство прошло на пустыре недалеко от дома. Воротами служили поставленные камни, а перекладины естественно не было, поэтому гол верхом считался только, если шел мяч не выше рук вратаря, что естественно вызывало кучу споров.
    Классе в 7м с товарищем смастерили деревянные ворота с перекладиной, но какая-то сумасшедшая бабка, чей внук подвернул ногу во время игры, ворота нам сломала, в следствии чего стала ненавидима всеми пацанами на районе.
    Изредка мы выбирались своей командой на школьный стадион, чтобы сыграть матч против соперников с других районов.
    Футбольные матчи у нас бывало длились с обеда и до заката. А затем все как-то разбежались, повзрослели и в футбол с той компанией Я не играл уже лет 10. При этом с коллегами по работе раз в неделю бегаем.

  6. Беседа Евгений
    Беседа Евгений

    Оффтоп для поднятия настроения:
    https://twitter.com/DeejayDt/status/751793685558427648

  7. Mr. Gooner
  8. Andre
    Andre

    Мое детство прошло на футбольном поле с ужасным газоном, на котором мы играли поперек, забивая в минифутбольные ворота )). Пасы на среднюю и длинную дистанцию, много бега:) этакий британский стиль. А во двое мы рубились в «квадрат». Крутая вещь, кто играл тот поймет :)

  9. p00h
    p00h

    Иван спасибо Вашей «лирической» стороне за данный пост))
    Да и вопросик, а у вас не было игры, на асфальте, в квадрат когда мяч вкидывается через середину-«солнышко» а дальше нужно укротить мяч и выбить его через касание площадки оппонента.

Комментарий

© 2009-2018 Меркурьев Иван

Проект arsenal-blog.ru не является коммерческим проектом. Все материалы, публикуемые на сайте, носят чисто информативный характер и не предназначены для коммерческого использования.

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Содержимое сайта защищено в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании материалов сайта активная гиперссылка на arsenal-blog.ru обязательна