RSS

Жизнь и эпоха Герберта Чепмена. Глава 4-4

Июл07
2014

Игра, которая действительно называлась Футболом

 

Герои

 

Герберту Чепмену было 10 лет, когда субботним сентябрьским днем 1888 года стартовала Футбольная Лига.  На матч «Эвертона» пришло 10,000 зрителей, «Вулверхэмптон Уондерерс» и «Болтон» привлекли по 3,000 человек. Аудитория «Престона» — в 6,000 – была средней по Лиге, а его победа 5 – 2 над «Бернли» была серьезной заявкой на лидерство. И все-таки, когда в ноябре была опубликована первая таблица чемпионата Лиги, выяснилось, что все изначальные участники турнира находятся территориально на ощутимом расстоянии от места проживания Герберта и его одноклассников. Ближайшие к Киветон Парку команды – «Дерби Каунти» и «Ноттс Каунти», базировались примерно в  35 милях (каждая) в южном направлении. Но удачное выступление «Уэнсдей» в Кубке Футбольной Ассоциации – а они были финалистами в 1890 году – подтвердило необходимость расширения Лиги, и весной 1892 года было принято согласованное решение о создании двух «Дивизионов» — Первого, с 16-ью клубами, и Второго – с 12-ью. «Уэнсдей» поместили в Первый Дивизион, а «Шеффилд Юнайтед» — во Второй.  Можно сказать, что Лига пришла практически на порог чепменского дома. По крайней мере, она уже была в том городе, где Герберт собирался учиться в техническом колледже. Для семьи Чепменов это было особенно волнительно, поскольку Гарри раскрывал свой обильный футбольной потенциал, играя за «Уэнсдей». Вместе с ней он завоевал два титула чемпиона Лиги и Кубок. Интересно, что членам семьи придется на непродолжительный срок из единомышленников превратиться в соперников, поскольку старший брат Гарри – Герберт — провел сезон 1902/1903 в «Шеффилд Юнайтед», также теперь игравшем в Первом Дивизионе.

Новая игра, и всё, что с ней связано, моментально стала главным увлечением подростков, главной темой их разговоров и мечтаний. Состояние и шансы клубов Футбольной Лиги, их прогресс и регресс описывались шеффилдскими газетами, доступными в Киветоне, при этом родители Чепменов их практически не читали, зато подрастающее поколение  жадно поглощало информацию  о развивающемся футболе. Газеты стимулировали сарафанное радио, и, таким образом, новая игра прочно внедрялась в сознание рабочего класса, так же, как более ранняя версия футбола была направлена в основном на школьников, старшеклассников. Теперь всё изменилось, и тон уже задавал север Англии.  Настоящие северяне – «Сандерленд» — вслед за «Эвертоном» первыми скинули с футбольного трона «Престон» и стали ведущим английским клубом, взяв чемпионский титул два сезона подряд, и вынудив, таким образом, команду Саделла утешаться «серебрянным хет-триком»: «Престон» сошел с победных рельс и стал стабильно занимать вторую строчку в чемпионатах Лиги.

Уилям Макгрегор назвал «Сандерленд», которым руководи Том Уотсон, командой исключительных талантов, а отсчет гениев начинался уже с ворот, где стоял знаменитый шотландец Нед Дойг, который настолько стыдился своей лысины, что всегда играл в кепке (иногда во время матча кепку срывал ветер, и тогда Дойг, забыв о своих вратарских обязанностях, бросался в погоню за ней). Нед Дойг был не только незаменимым вратарем «Сандерленда» в пятилетку его безраздельного господства в английском футболе, но и остался на страже ворот вплоть до 1902 года, когда северяне завоевали еще один чемпионский титул (всего Дойг провел за «Сандерленд» 417 матчей).

Дойг был одним из самых харизматичных футбольных персонажей той эпохи, когда Герберт Чепмен заканчивал школу. Другим героем того времени был Арчи Хантер. Блестящая карьера главной звезды «Виллы» оборвалась совершенно неожиданно: его вынесли прямо с поля – это был матч с «Эвертоном»  в 1890 году, — сердечный приступ, обморок…  Больше он не только никогда не выходил на футбольное поле, но и не вставал с постели, а через четыре года умер в возрасте 35 лет. Говорят, что перед самой смертью он попросил подвести его к окну, чтобы еще раз посмотреть, как толпы людей идут на стадион «Перри Барр» на матч «Виллы»,- несомненно это был поистине легендарный футболист!

Великих шотландских футболистов, выступавших в английских клубах практически с возникновения этой игры, любили в Англии. Ими восхищались. Можно сказать, что таким образом английское общество готовилось к тому, чтобы в конце двадцатого (Деннис Бергкамп и Джанфранко Дзола) и в огромном объеме в начале двадцать первого века — принять иностранных игроков, согласиться с влиянием, в том числе, и благотворным, которое на национальную английскую игру стал оказывать европейский футбол. А в те давние годы, когда выпускник Чепмен приехал в Шеффилд, – звездных футболистов  английского, шотландского и валлийского происхождения  становилось всё больше и больше, и многие из них приезжали в город, где собирался учиться Герберт. К ним можно было подойти, прикоснуться, побеседовать…  Шеффилд набирал свою футбольную силу.

У «Уэнсдей» с 1891 года в составе играл Фред Спиксли, левый вингер из Линкольшира , который, как писал Джеймс Кэттон, «мог сделать практически всё, что он бы ни захотел, как левой так и правой ногой, и при этом был стабильным бомбардиром команды». К 1893 году, согласно воспоминаниям сэра Фредерика Уолла, бывшего игрока «Ройял Инженеерс», который пребывал на посту секретаря Футбольной Ассоциации, начиная с 1885 года, — Спиксли уже забивает за сборную Англии, сделав хет-трики в каждом из своих двух первых матчей — против Уэльса и, что еще более впечатляюще, против Шотландии. «У фокусников есть ловкость рук», — писал Уолл. – «С вашего позволения я изменю это выражение и скажу, что у Спиксли была ловкость ног.» 

В то же время в «Шеффилд Юнайтед» был игрок, которого можно смело назвать лучшим футболистом этого клуба во все времена и который стал кумиром Герберта Чепмена: Эрнст Нидхэм, по кличке «Наджер». Наджер был из тамошних мест – из Честерфилда, играл (и играл великолепно) на месте левого полузащитника.  Невысокого роста, быстрый и настойчивый Наджер был способен действовать как в атаке, так и в обороне, – стиль его игры, пожалуй, ближе всего к манере Брайана Робсона. Чепмен, игравший в атаке, безусловно не достиг в игровой карьере класса Нидхэма. Они пересекались в раздевалках – в конце карьеры Наджера, так что вполне могли быть знакомы. Как бы там ни было, у них были общие качества – пыл, энергия, особый колорит в игре и бескорыстие. Нидхэм пришел в «Шеффилд Юнайтед» в 18 лет и в течение своей карьеры стал капитаном как своего клуба, так и сборной Англии. За свою команду Нидхэм отыграл ни много ни мало – 20 лет, причем самых успешных лет в истории «Шеффилда Юнайтед». Кроме этого, Нидхэм играл в крикет, выступая за графство Дербишир со своим великим другом Биллом «Фэтти» Фоулком, голкипером «Шеффилда Юнайтеда».

А за «Дерби» в то время играл молодой талантливейший футболист  Стив Блумер, который уже начал забивать и выступать за сборную страны (всего Блумер забьет 317 голов в 536 матчах, что на данный момент является третьим результатом английских первенств).

Билли Мередит в возрасте 12 лет уже работал погонщиком пони для конной подземной откатки. А затем его заприметил «Манчестер Сити», где он заиграл во всю мощь своего недюжинного таланта. Болельщики шли на стадион ради него, его великолепной атакующей игры, незаурядного мастерства и веселой беззаботности – во время игры (всех 90 минут) он имел обыкновение держать во рту зубочистку!..

 


Поделиться ссылкой Затвитить пост

Комментарий

© 2009-2018 Меркурьев Иван

Проект arsenal-blog.ru не является коммерческим проектом. Все материалы, публикуемые на сайте, носят чисто информативный характер и не предназначены для коммерческого использования.

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Содержимое сайта защищено в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании материалов сайта активная гиперссылка на arsenal-blog.ru обязательна