RSS

Жизнь и эпоха Герберта Чепмена. Глава 7-2

Июл20
2014

Лидс Сити

 

Незавершенный бизнес

 

Чепмен провел два года, оставшихся до войны, делая то, что принесло ему в свое время успех в Нортгемптоне, и «Лидс Сити» поднялся с девятнадцатого места Второго дивизиона на четвертое, не добрав всего лишь пару очков до заветного места, позволявшего перейти в высший дивизион английского футбола.

Он начал с радикального хирургического вмешательства в дела и состав команды – даже более радикального, чем перестройка Брайана Клафа на «Элланд Роул» в 1974 году, однако при этом Чепмена по-прежнему не покидало его фирменное чувство такта. К началу сезона 1912-13 только четыре футболиста прежнего «Лидс Сити», руководимого Скотт-Уолфордом, остались в основном составе команды, а именно Стэн Кабберли (левый полузащитник), Хаф Робертс и Фред Крут — по краям атаки и Билли Маклеод на позиции центрфорварда.  Маклеод был одним из самых страстных и энергичных голеадоров Лиги, и Чепмен, зная, что «Нортгемптон» будет готов выслушать предложения по Уолдену, попытался приобрести вингера, способного снабжать прострелами и навесами Маклеода. Но бывшие поклонники Чепмена из Нортгемптона организовали сбор средств, чтобы удержать в клубе своего маленького идола, и Чепмен, в дальнейшем, считал это самой большой неудачей, самым большим разочарованием в годы, проведенные в Лидсе. Когда Уолден в конце сезона все-таки ушел из «Нортгемптона», он перешел в «Тоттенхэм» за 1,700 фунтов, что было вне досягаемости бюджета «Лидса».  Британский трансферный рекорд достиг 2,000 фунтов позднее в этом году, когда «Шеффилд Юнайтед» приобрел у «Барнсли» Джорджа Атлей.

Тем не менее, Чепмен убедил Кумбса выделить в январе достаточно серьезную сумму – 1,400 фунтов. На эти деньги он собирался купить Джимми Спиерса, игравшего сначала у «Рейнджерс», а затем в «Брэдфорд Сити», с руководством которого шотландец поссорился после финала Кубка Футбольной Ассоциации 1911 года, где он выводил команду на поле в качестве капитана, а его единственный гол принес победу команде над «Ньюкаслом» в переигровке на «Олд Траффорд». Спиерс был настоящей звездой, и, перейдя в «Лидс», приложил максимум усилий для того, чтобы во второй половине сезона вместе с Маклеодом поднять клуб со дна Второго дивизиона. Первая же половина стала настоящим разочарованием – по крайней мере, для тех, кто считал, что все качества, обретенные Чепменом в «Нортгемптоне», автоматически перейдут вместе с главным тренером в новую команду. Но в перестраиваемый Чепменом «Лидс» пришло огромное количество новых игроков – и хотя среди них были и опытные футболисты, отыгравшие не один матч за национальные команды (например – Билли Скотт, ирландский голкипер, Джордж Лоу, шотландский защитник, и Эвелин Линтотт – злополучный полузащитник (в прошлом) сборной Англии, которого Чепмен сделал капитаном), – конечно же требовалось время, чтобы сыграться и адаптироваться в новых условиях. Перед Рождеством «Лидс» проиграл несколько домашних матчей, и аудитория стала сокращаться. В первый день после Рождества на матч с далеко не самым сильным «Блэкпулом» пришло всего 8,000 человек, но игра опять принесла им разочарование: «Лидс» проиграл. Надо было раскошеливаться на Спиерса. И, не смотря ни на что (что, в общем-то, удивительно), доверие руководства клуба к Чепмену оставалось полным и безоговорочным.  Кумбс и Хепуорт были побеждены той же силой аргументации главного тренера, которой в свое время в Нортгемптоне был повержен Дарнелл. При этом довольно скоро они получили вознаграждение за свой риск и доверие: в конце сезона «Лидс Сити» объявил об итоговой прибыли в 400 фунтов.

Но далеко не всё было так безоблачно: по окончании сезона руководство Лиги наложило на клуб штраф в размере 125 фунтов за неправильно оформленные контракты, которые Чепмен заключил со Скоттом, Лоу и Линтоттом. В момент подписания Чепмен договорился с футболистами, что они получат полную годовую зарплату в 208 фунтов, но при этом контракты истекали в конце апреля – таким образом, было превышено еженедельное ограничение на выплату заработной платы в размере 4 фунтов. Через несколько недель после начала сезона Чепмен проинформировал руководство о допущенной ошибке и просил их сообщить об этом чиновникам Футбольной Лиги. Несомненно, он думал, что наказание последует, но надеялся на предупреждение. Вместо предупреждения пришел штраф плюс процессуальные издержки и строгий выговор в адрес игроков и Чепмена, который был уведомлен о возможном запрете на тренерскую деятельность. Если в «Лидсе» думали, что «пронесет», или что чиновники Лиги не заметят – они ошибались.

Но со временем эта неприятная история забылась: со временем вообще забывается многое. Несмотря на отмену домашнего матча на Кубок с «Бернли» из-за снегопада, поток кассовых сборов укрепился за счет игр в конце сезона. Хет-трик Маклеода во встрече с «Бери» означал, что форвард забивал в семи матчах подряд. Он продлил свой рекорд до девяти матчей, забив победный мяч «Ноттингем Форесту», чему безусловно были рады 20,000 болельщиков, заполнивших стадион. Ничья в заключительной игре с «Хаддерсфилдом» вселяла оптимизм, тем более, что средняя посещаемость сезона составила 13,400 зрителей, что на 5,000 человек превышало аналогичный показатель прошлого сезона.

Элементарный анализ причины – почему «Лидс» занял одиннадцатое место – показал, что, несмотря на то, что голов было забито много (по количеству забитых мячей «Лидс» пропустил вперед лишь занявшего второе место в дивизионе «Бернли») – показатели игры в обороне оставляли желать лучшего. Чепмен хорошо видел свои активы и пассивы. Ключевыми игроками команды были Маклеод с 27 голами, Спиерс с десятью в 19 матчах, а также Крут и вездесущий Линтотт. Но многие футболисты вынуждены были покинуть команду, включая тех, кто был уже подписан самим Чепменом – причем, всего лишь через несколько месяцев после подписания.

Важным летним приобретением «Лидса» стал старый знакомый Чепмена, бывший центральный полузащитник «Нортгемптона», жесткий и массивный Джек Хэмпсон. При этом Линтотту пришлось сместиться на правый край полузащиты – правда, капитан «Лидса» получил такую серьезную травму, что провел всего лишь шесть матчей в сезоне. Причем, это были его последние шесть матчей: шел 1913 год. Для нации, разделенной выступлением и судебным разбирательством суфражисток и встревоженной их тактикой поведения (Эмили Дэвидсон погибла, встав перед несущейся лошадью Георга V на ипподроме Дерби), судьба готовила массовую аннигиляцию мужчин. Эммелин Панкхерст и ее дочь Кристабель вынуждены были приостановить свою революционную активность: начиналась война. Ну а когда пушки стихли, дело суфражисток опять (правда — постепенно) завладело всеобщим вниманием. Но Линтотт больше не проявлял себя – он потерялся где-то во Франции.

Когда начался последний сезон Чепмена в «Лидсе», мало кто представлял себе масштабы грядущей катастрофы. Лето 1913 года было для Чепмена еще одним периодом, в течение которого можно было попытаться в чем-то превзойти конкурентов.  Он пытался поддерживать спортивную форму своих футболистов и укреплял командный дух организацией турниров по гольфу и крикетных матчей. Изображение футбольного поля, нарисованное на доске в его офисе, было сделано таким образом, чтобы игроки могли четко видеть любые линии или точки, которые он чертил на нем, вне зависимости от того – было ли это групповое занятие или индивидуальное (нечто вроде программы «Паурпойнт»).  Нельзя сказать, что занятия всегда проходили «в одну калитку» — то есть, тренер говорит, а игроки слушают.  Нет,- Чепмен прислушивался к чужим идеям, а, будучи пораженным яростной аргументацией футболистов во время игры в карты, добивался от них такого же активного обсуждения различных аспектов командной игры. «В откровенной беседе, игрок конечно же может почувствовать себя ущемленным за разбор того или иного неправильного действия или поступка», — говорил он впоследствии, — «Но немного такта и хорошего юмора быстро исправят ситуацию». Даже утром в день домашнего матча Чепмен собирал футболистов в отеле и, после легкого ланча, обсуждал предстоящую игру. И, надо сказать, всё это сказывалось на результате.

«В футболе будущего», — говорил он, — «несомненно – ум, личность и характер игроков будут определяющими факторами. Нынешний состав «Лидса» — является лучшим набором футболистов, который я когда-либо видел. Мы работаем над сыгранностью и взаимопониманием. Обсуждаем общие тактические схемы и индивидуальные действия того или иного игрока.  Мы запоминаем хорошие моменты и останавливаемся на разборе совершенных ошибок в последнем матче, при этом не забывая о плане на предстоящий поединок…»

Чепмен, подписав Хэмпсона в линию обороны, улучшил и атаку, купив Ивана Шарпа, чьи навесы на Стива Блумера помогли «Дерби Каунти» стать чемпионом Лиги в 1912 году.  Шарп был любителем, и тем не менее, он играл за сборную Англии вместе с Вивианом Вудвордом, завоевав золотые олимпийские медали. По основной профессии он был футбольным журналистом и устроился в газету «Йоркширская вечерняя почта» одновременно с получением контракта от «Лидса». Ему суждено было создать классический партнерский дуэт со Спиерсом на левом фланге. А на правый фланг в команду пришел Нил Тернер из шотландского «Питершила».

Хэмпсон и Шарп появились на поле уже в первом матче нового сезона, в котором «Лидс» одержал рутинную, но уверенную победу над «Глоссопом» на «Элланд Роуд» 3 – 0. Затем там же 23,000 зрителей увидели, как хозяева поля разгромили своих соседей с «Брэдфорд Парк Авеню». И примерно такая же аудитория наблюдала, как «Лидс» неожиданно проиграл «Халл Сити», которого тренировал Гарри Чепмен. После одного сезона, проведенного в этом клубе в качестве футболиста, Гарри завершил свою игровую карьеру и переквалифицировался в тренеры. Впрочем, «Лидс» быстро оправился и обрел вновь свою форму. В команде теперь была здоровая конкуренция на все позиции – зрители видели, что Линтотт мог заменить Хэмпсона, а Крут – Шарпа. В Хаддерсфилде «Лидс» сыграл вничью в немалой степени благодаря Тернеру, отлично выступившего в дебютном матче вместо Симпсона Бейнбриджа (большинство зрителей узнала – кто же забил гол – только на следующий день, поскольку в течение всего матча шел проливной ливень, и сгущались сумерки). Ну а в игре с занимающим последнее место «Ноттингем Форестом» парни Чепмена забили восемь безответных мячей, четыре из которых были на счету Маклеода.

В следующем туре «Лидс» поехал на Хайбери играть против «Арсенала», который присоединился ко Второму дивизиону только летом, отбросив свой префикс («Вулвич»).  Первый же взгляд Чепмена обнаружил недостроенный стадион: Восточная трибуна была в процессе строительства. Он также заметил, насколько близко стадион находится от станции метро «Гиллеспи Роуд». А на стадионе присутствовали 18,000 зрителей, которые стали свидетелями победы хозяев 1 – 0.  С точки зрения «Лидса» хозяева выиграли благодаря выдающейся игре их голкипера, Джо Ливесли. Чепмен знал этого вратаря – по тому сезону, который он провел в «Шеффилде Юнайтед». Тогда он был дублером Фэтти Фоулка, которого он в итоге все-таки вытеснил. Джо Ливесли был из вполне футбольной семьи: его дядя и два его брата также профессионально играли в футбол, а на очереди уже стояли три его сына. Один из них, Лесли, станет тренером в Голландии и Италии, где он будет тренировать одну из величайших футбольных команд за все времена – «Торино» в конце 1940-ых. Лесли погибнет в авиакатастрофе, когда самолет, на котором он летел в Турин, врежется в гору, нависающую над городом. Имя его выгравировано на огромном монументе, который можно увидеть прямо из города.

На Рождество как никогда много болельщиков решили посетить матч на «Элланд Роуд» с «Фулхэмом».  Многие, опаздывая к началу из-за забастовки водителей трамваев, проникли на стадион, не заплатив за билеты, и у «Лидса» возникли трудности с определением долевой суммы гостевой команды. В итоге руководство команд серьезно поспорило между собой о справедливости суммы, предложенной «Лидсом». На следующий день, когда «Лидс» поехал в Лондон на ответный поединок, «Фулхэм» (в отместку) придержал часть денег, причитавшуюся «Лидсу». Помириться самим клубам не удалось, и дело спорящих сторон было передано в администрацию Футбольной Лиги. После разбирательства в феврале руководство Лиги склонилось в пользу «Лидса».

В том же месяце умер Норрис Хепуорд. Последним его вкладом в развитие команды стало санкционирование на приобретение элегантного защитника «Брэдфорд Сити» Фреда Блэкмана за сумму, превышавшую 1,000 фунтов. Долг клуба в отношении Хепуорда поднялся с 15,000 (на момент прихода Чепмена в «Лидс») до 18,000 фунтов менее, чем за два года. Главный тренер был на похоронах вместе с Маклеодом, Спиерсом, Лоу и Крутом, — их черные котелки выделялись среди толпы собравшихся проводить в последний путь Хепуорда на тихом и величественном кладбище Лоунсвуда. На похоронах конечно же были члены Совета директоров – впрочем, ни у кого не вызывало сомнений то, что теперь клубом будут руководить Чепмен, главный тренер, и Кумбс, исполнительный менеджер.

В этот раз «Лидс» прошел долгий и тернистый путь в Кубке и был остановлен «Вест Бромвичем» в присутствии 30,000 зрителей на «Элланд Роуд».  «Свежеприобретенный» Блэкман провел свой дебютный матч на следующий день после похорон Норриса Хепуорда. «Лидс» проиграл 1 – 0, таким образом — Гарри Чепмен во второй раз победил своего брата, и это была последняя игра, которая свела команды двух братьев, выступавших теперь в роли главных тренеров. Оставшуюся часть сезона «Лидс» провел неровно, и прежде всего это касалось слабой игры в гостях. Иногда судьбу «Лидса» решали совершенно неожиданные события. Команда играла в понедельник в гостях с «Клэптон Ориентом» (это был перенесенный матч чемпионата), и хозяева установили время начала встречи в 4.30 в надежде привлечь побольше зрителей в будний день. «Лидс» стал возражать против позднего начала, ведь в это время дневной свет стремительно идет на убыль.  «Ориент» согласился сдвинуть начало только на десять минут, но как назло главный арбитр и лайнсмены опоздали на матч, а затем произошла еще одна задержка: вратаря гостей Билли Скотта попросили сменить футболку, поскольку ее светло-голубой цвет сливался с формой его одноклубников.  В середине второго тайма «Лидс» вел со счетом 1 – 0, но, согласно отчету газеты «Йоркшир Пост», «было практически невозможно различить игроков в центральной зоне» (заметьте, что уже тогда в оборот вошел термин «центральная зона», характерный для более позднего времени). Арбитр проконсультировался со своими коллегами и решил продолжить встречу.

В сгустившихся сумерках «Ориент» сравнял счет, — Билли Скотт пытался апеллировать к судьям, заявив, что он просто уже не видел двух последовательных ударов, первый из которых просто попал в него, а второй – в сетку. Но арбитры не согласились с доводами голкипера, и Чепмен назвал это «оскорблением», сказав арбитру, что он подаст официальную апелляцию. Через две недели чиновники Лиги постановили, что «Ориент» начал матч слишком поздно и оштрафовал клуб на 25 гиней (26.25 фунтов), из которых были оплачены издержки «Лидса».  Но результат при этом остался в силе. А вот для поражения в следующем матче – от аутсайдера «Фореста» уже не было никаких оправданий. Выиграй «Лидс» этот матч, и он мог бы получить право на переход в Первый дивизион по лучшей разнице забитых и пропущенных мячей по сравнению с «Парк Авеню». Далее — только очко команда получила в ответном домашнем матче с «Арсеналом», в котором опять блистал голкипер Ливесли, сохранивший ворота в неприкосновенности. Если бы арбитр засчитал гол «Лидса», который в итоге не был засчитан из-за нападения на Ливесли, команда Чепмена смогла бы опередить лондонцев и занять в итоге третье место. Тем не менее, это был лучший результат «Лидса» за всю историю выступлений. Средняя посещаемость также была рекордной – 18,000 зрителей за игру, то есть аудитория увеличилась в два раза с момента прихода в клуб Герберта Чепмена.

«Ноттс Каунти» и «Брэдфорд Парк Авеню» вышли в Первый дивизион, а «Престон», лучшие дни которого (в том числе и беспроигрышный сезон) уже были позади, в недавнем прошлом, в третий раз вылетел во Второй дивизион – вместе с «Дерби», за который до 40 лет играл знаменитый Блумер. В 40 лет Блумер решил завершить игровую карьеру и попробовать себя в качестве тренера. В августе, когда была объявлена война, он находился в Рулебене, где и остался в специальном лагере до 1918 года. Сложно сказать — было ли решение поехать за Кэмероном и другими в Германию правильным или неправильным. Но если сравнивать судьбу Блумера и Кэмерона с судьбой других футболистов, этих парней можно просто назвать счастливчиками. Тедди Ходжсон, игравший за «Бернли» в финале Кубка Футбольной Ассоциации, в котором его команда победила «Ливерпуль», поехал на войну, где обострилась его почечная болезнь, от которой он умер в 1919 году.  И всё равно даже он, если можно так сказать, был более удачлив, чем некоторые футболисты — приятели Герберта Чепмена…

 

 

 


Поделиться ссылкой Затвитить пост

Комментарий

© 2009-2018 Меркурьев Иван

Проект arsenal-blog.ru не является коммерческим проектом. Все материалы, публикуемые на сайте, носят чисто информативный характер и не предназначены для коммерческого использования.

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Содержимое сайта защищено в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании материалов сайта активная гиперссылка на arsenal-blog.ru обязательна