RSS

Жизнь и эпоха Герберта Чепмена. Глава 7-5

Июл25
2014

Лидс Сити

 

Война Герберта Чепмена

 

Задача создания вооружения для всего фронта была непосильна для одного только «Арсенала» — настоящего «Арсенала», того самого, что остался в Вулвиче в то время, как  футбольный клуб переехал в Северный Лондон, — а значит необходимо было в срочном порядке построить фабрики и заводы. В частности, для того, чтобы выполнять важную и ответственную оборонную задачу – наполнять снаряды взрывчатым веществом, было выделено 400 акров бывшей фермерской земли в Барнбоу в окрестностях Лидса, — именно туда в 1916 году был направлен выполнять задание национального масштаба Герберт Чепмен.

Зарплата, предложенная на новой работе национального масштаба, позволила ему покинуть «Лидс Сити», оставшись там «консультантом», и стать старшим управляющим оборонного предприятия, причем данное предприятие должно было не только обеспечить постоянной работой 16,000 человек, из них 1,000 женщин и девушек, но и создать и содержать при себе ферму с молочным хозяйством, скотобойню с отделом по переработке мяса, электрическую подстанцию, а также медицинский и стоматологические центры. Сама по себе работа на предприятии была тяжелой и вредной для здоровья, тем не менее – многие женщины, которых стали называть «канарейками», поскольку их кожа становилась желтой от длительного воздействия тринитротолуена (ТНТ), — были рады получать там стабильную зарплату, позволившую им больше не работать в качестве прислуги. Как бы там ни было – опасность была неизбежна. В декабре 1916 года в Барнбоу произошли три серьезные катастрофы, унесшие жизни 35 женщин, при этом Чепмен должен был обеспечить и в этой трагичной ситуации бесперебойный выпуск готовой военной продукции. Среди его идей была и идея стимулирующих выплат рабочим. К концу войны Барнбоу послало на фронт более полумиллиона тонн снарядов и боеприпасов – причем, по более дешевой цене, чем другие английские фабрики.

Через несколько месяцев после начала работы Герберта в Барнбоу, умирает его брат Гарри. Гарри Чепмена перевезли из Киветон Парка в частную лечебницу в Хэмпшире, но Герберт, осознав, что борьба Гарри с туберкулезом уже проиграна, отвез его обратно на север, поселив в своем доме в уютном пригороде Оуквуда , рядом с Раундхей Парком, — там Гарри и доживал свои дни – вместе с Гербертом, Энни и их детьми. Гарри умер в сентябре, оставив сиротами троих детей, поскольку жена Гарри умерла еще год назад. Герберт и Энни решили опекать старшего сына, Гарри-младший, который был уже подростком (в конечном счете, он нашел себя на тренерском футбольном поприще, работая, в том числе, в течение сезона после второй мировой войны с командой «Шрусбери Таун»). Герберт сделал всё, что было в его силах, чтобы сделать последние месяцы жизни своего брата комфортными. Это был один из самых тяжелых и мрачных периодов в жизни Герберта Чепмена, надо полагать, что в такие дни  вера его помогала ему – та самая христианская вера, с которой он вырос, и которая никогда не покидала его.

Впрочем – молитвы за тех, кто на фронте, многим казались уже напрасными и пустыми. Солдаты и офицеры по-прежнему совершали подвиги, но продолжала свою работу и смерть, ужасая своими масштабами. Руз, несмотря на приобретенную «траншейную стопу» — микоз, болезненную инфекцию, появляющуюся и разрастающуюся в холоде, в грязи и  антисанитарных условиях, — в один из дней кровавого противостояния рванулся в атаку, отважно (но и опрометчиво) добежал до немецких окопов, расстреливая противника из своей винтовки. Его тело, как и тела многих других погибших, так и не нашли. Фред Уолл (Уолл играл за «Ройал Инжинирс», а затем долгое время работал секретарем Футбольной Ассоциации, будучи энергичным, но и жестким в своих решениях чиновником – это обнаружит Хоган, вернувшийся в конце войны в Англию), позже напишет, что это был его последний стремительный выход из ворот – то, что у него лучше всего получалось в жизни, что радовало и вдохновляло зрителей и многочисленных поклонников. Впрочем, слава – удел далеко не всех: некоторые возвращались с войны, опозорив себя – так, Боб Уайтинг, голкипер «Челси» и «Брайтона», не смог выдержать кровавой мясорубки 1916 года, ушел с позиций, пытаясь самостоятельно добраться до Британии, но был арестован. Его судили за дезертирство во Франции. По законам военного времени ему грозил расстрел, но трибунал предложил Уайтингу реабилитироваться, вернувшись на фронт. Через два месяца, помогая товарищу выйти из-под обстрела, Уайтинг был убит. Наступила весна, потери среди футболистов, ушедших на фронт, дополнились Эдди Лэтероном, чьи голы помогли «Блэкберну» стать чемпионами в 1914 году, и Сэнди Тернбуллом из «Манчестера Юнайтед», который не стал ни дожидаться извинений от Футбольной Лиги (после пожизненного запрета в связи с подозрением в организации договорного матча), ни проводил долгие годы в суде, как «Нокер» Вест.

Уолтеру Таллу жить оставалось еще один год. Но это будет удивительный год, который войдет в историю не только футбола, но и всего британского общества.

Его отец приехал из Барбадоса, обосновался в Фолкстоуне (графство Кент), и работал плотником, женившись на английской девушке. Но оба они умерли, когда Уолтер и его брат Эдвард были еще молодыми. Мальчиков отправили в приют для сирот в Бетнал Грин (Лондон). Несмотря на то, что у ребят не было родителей, они многого добились в жизни. Усыновленный семьей из Глазго, Эдвард стал первым британским темнокожим квалифицированным дантистом, а Уолтер сделал ставку на футбол. На поле в гостевых матчах Уолтеру (он выступал за «Тоттенхэм») приходилось, мягко говоря, несладко – аудитория освистывала и оскорбляла его в течение всего матча. После того, как его подписал Чепмен (в «Нортгемптон»), Уолтер Талл сделал такой резкий качественный скачок, что сами «Рейнджеры» — могущественнейший в то время клуб – хотели увести его к себе в Шотландию. Но вместо этого, он живо откликнулся на призыв Китченера, записавшись в Футбольный батальон. Таким образом, он стал первым игроком «Нортгемптона», ушедшим добровольцем на фронт. Но не только здесь он стал первым. Талл дослужился до сержанта к началу битвы на Сомме, участвовал в этом сражении с самого начала, а получив в декабре осколочное ранение, был отправлен домой. Но он убедил старших офицеров в том, что в нем есть большой нераскрытый военный потенциал и, вместо отправки обратно во Францию (после реабилитации), его посылают в офицерскую подготовительную школу в Шотландии. И, несмотря на то, что в британской армии в то время действовал запрет на занятие неграми и мулатами командных должностей, Уолтер Талл стал поздней весной 1917 года первым британским темнокожим офицером (младшим лейтенантом).

Талла посылают в Италию, где также шли кровопролитные бои. Итальянцы присоединились к Британии и ее союзникам в надежде отхватить себе в результате военных действий дополнительные территории, но до раздела земель было еще далеко, и вместо расширения границ Италия получила тяжелейшую окопную войну с Австро-Венгрией. Природа также не бездействовала: в один день в Доломитах горной лавиной было убито около 10,000 солдат. Среди сотен тысяч погибших до конца войны в Италии были конечно же и футболисты, а среди погибших игроков «Генуи» значился и Луиджи Феррарис. Талл и его подчиненные прибыли в Италию весной 1917 года, и вскоре Талла уже ставят в пример, отмечая его храбрость и хладнокровие во время проведение ночного рейда, когда потребовалось перейти вброд быструю горную реку Пьяве.  Дальнейшие действия лейтенанта Талла стали поводом для представления к Кресту Героя. Он воевал в Италии до следующего – последнего года войны, после чего его переправили во Францию, где он принял участие в весеннем наступлении (к сожалению, эта операция стала для него последней). Он начал войну в первой битве на Сомме, а во второй бите на Сомме – погиб. Несмотря на многочисленные попытки вынести его тело с поля боя, немцы непрекращающимся огнем отбрасывали солдат Талла к британским позициям. Тем не менее, Уолтеру Таллу поставлен памятник в зале памяти на стадионе «Нортгемптон Тауна» с эпитафией, написанной Филом Весайли – автором истории темнокожих футболистов Британии. В ней Талл назван «человеком, который гордо и величаво стоит в каменном обличии, чье нетерпеливое и великодушное сердце продолжает биться и теперь».

Можно представить гордость и печаль Чепмена, когда  он узнал – что произошло с Уолтером Таллом.  Можно представить – что он думал, когда узнал, что Спиерс —  капитан «Лидс Сити», сыгравший ключевую роль в наиболее удачных и важных сезонах команды, претендовавшей на выход в Первый Дивизион, — был награжден медалью Героя за храбрость в битве при Аррасе в апреле 1917 года, но погиб в сраженье при Пашендейле (Бельгия, близ Ипра) четырьмя месяцами позже. Представьте, что чувствовал Чепмен после гибели первого капитана «Лидса» (при Чепмене), Линтотта. Ну а на фронте всё сильнее стал сказываться эффект участия американских вооруженных сил в войне, которая уже казалась бесконечной, — немецкие войска стали отступать, но отбивались ожесточенно – и поэтому снова и снова требовались геройские подвиги. За шесть недель до конца войны Бернард Ванн, теперь уже действующий подполковник в «Шервуд Форестерс», повел своих солдат в атаку под сильным обстрелом неприятеля, и уже в одиночку добежал до немецкой полевой пушки, расстреляв троих вражеских солдат. Он был представлен к Кресту ордена Виктории, но так и не получил его, поскольку через три дня, был убит пулей снайпера. Ну а потом Германия подписала акт капитуляции и приступила к обсуждению версальского мирного договора. Было 11 часов утра 11-го ноября (11-го месяца). На Западном фронте произошли перемены: закончилась война.


Поделиться ссылкой Затвитить пост

Комментарий

© 2009-2018 Меркурьев Иван

Проект arsenal-blog.ru не является коммерческим проектом. Все материалы, публикуемые на сайте, носят чисто информативный характер и не предназначены для коммерческого использования.

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Содержимое сайта защищено в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании материалов сайта активная гиперссылка на arsenal-blog.ru обязательна