RSS

Жизнь и эпоха Герберта Чепмена. Глава 9-4

Авг01
2014

Хаддерсфилд Таун

 

Сохраняя импульс

 

Результаты команды стали улучшаться: в первый день после Рождества Чарли Уилсон сделал хет-трик в матче с «Бирмингем Сити», закончившимся со счетом 4 – 0, и, что немаловажно — несмотря на далеко не самое благоприятное время года и погодные условия, на стадионе присутствовало 28,000 зрителей (но только 10,000 человек пришли посмотреть игру с «Арсеналом» за несколько дней до Рождества: в семьях считали деньги, которых катастрофически не хватало…). «Хаддерсфилд» обосновался на третьем месте – настолько прочно, что не сдвигался с него почти что до конца сезона. В розыгрыше Кубка команда Чепмена выиграла у «Бирмингема» и в переигровке – у «Миллуолла», но в четвертьфинале опять-таки после переигровки уступили «Болтону», чей стадион — «Бернден Парк» — заполнили 62,000 зрителей, которые стали свидетелями, как их команда выбила из Кубка его нынешних обладателей (благодаря единственному голу, забитому Дэвидом Джеком) и приблизилась к историческому событию – выступлению в решающих стадиях розыгрыша на только что отстроенном национальном стадионе «Уэмбли».

Таким образом, «Хаддерсфилд», освободив себя от кубковых матчей, смог полностью сосредоточиться на чемпионате Лиги, и надо сказать, что это команде удалось: в последних 12 турах «Хаддерсфилд» пропустил в свои ворота всего лишь три мяча. В день последнего домашнего матча, когда со счетом 1 – 0 был повержен «Тоттенхэм», в Лондоне состоялся финал Кубка Футбольной Ассоциации. Руководство Футбольной Ассоциации серьезно озаботилось проблемой заполняемости «Уэмбли», ведь его первоначальная вместимость составляла аж 125,000 человек — то есть, в два раза больше, чем число зрителей, посмотревших прошлогодний финал на «Стэмфорд Бридж», где успех сопутствовал «Хаддерсфилду».  Но футбольные руководители опасались напрасно: ворота стадиона пришлось закрыть, когда на стадион уже прошло 200,000 человек, причем болельщиков, которые в итоге не попали на футбольный праздник, было так много, что футболисты «Болтона» вынуждены были выйти из своего автобуса и прорываться к своей раздевалке. 

Естественно, не обошлось и без эксцессов: многие болельщики выскочили на поле, и выгонять их с газона пришлось конной полиции. «Вест Хэм», выступавший во Втором дивизионе, не смог оказать должного сопротивления – сначала в их ворота влетел мяч, пущенный всё тем же Дэвидом Джеком, забивавшим в каждом раунде, а затем во втором тайме Джек Смит подвел черту, закрепив победный счет 2 – 0. Тем временем, медицинскую помощь получили 22 болельщика, — но, учитывая общее число зрителей, можно сказать, что данная цифра весьма и весьма низкая. Правда, во время ближайших парламентских прений Освальд Мосли, выступая от имен избирателей округа Хэрроу, говорил об «импорте хулиганства на Уэмбли»,  но общий парламентский взгляд на ситуацию на стадионе сводился к неадекватной организации, и другие парламентарии, скорее, обращали внимание на хорошее чувство юмора аудитории.

«Хаддерсфиду» остался отыграть один матч – ответную игру со «Шпорами»,  в которой счет так и не был открыт. Но возможно эта нулевая ничья была еще одним эффектным ответом на обидное домашнее поражение в марте от «Виллы» со счетом 5 – 3. Как будто бы Чепмен приказал прекратить вольготное и фривольное поведение на поле, прежде всего – в области обороны своих ворот. И команда послушалась и в результате с четырнадцатого места поднялась на третье. Секрет этого — в том, что сегодня известно всем специалистам и тренерам: защита должна быть упругой, цепкой и внимательной. В 42 матчах «Хаддерсфилд»  пропустил всего лишь 32 мяча. Только «Ливерпуль», ставший чемпионом, пропустил меньше, да и то – совсем ненамного. И конечно же приобретения Теда Тейлора, Неда Баркаса и Дэвида Стила помогли создать крепкую боевитую команду.  Из 23 сухих матчей (клубный рекорд, сохранившийся и по настоящий момент) 10 приходились на гостевые встречи. Это была поистине команда с дисциплиной и характером!

Правда, неминуемо «Хаддерсфилд» заработал себе негативную репутацию – вместо того, чтобы атаковать, они защищались! Специалисты заметили, что Том Уилсон, центральный полузащитник, стал отходить глубже, чем обычно, в прошлогоднем финале Кубка. Это еще не был жесткий вариант 3 – 2 – 2 – 3 как альтернатива всеобщему стандарту 2 – 3 – 5, это была реализация первых мыслей Чепмена в данном направлении. И безусловно – приоритет сохранности своих ворот был поставлен выше рискованных атак.

Нельзя сказать, что на «Лидс Роуд» кто-нибудь возражал против такой тактики. Чепмен и Совет директоров выступали в одной упряжке. Директоры  подметили, что, отдельно от прогресса основного состава, резервная и молодежная команды тоже стали выступать успешно. Ну и не могли не нарадоваться многоуважаемые директоры, когда на счет клуба поступило 1,000 фунтов в качестве дохода от послесезонного турне команды, на этот раз – в Данию. Кроме того, Чепмен активно провел трансферные кампании по продажам футболистов, получив в течение года планируемые 4,000 фунтов.  В связи с этим он воспользовался случаем, чтобы укрепить свою позицию единоначалия при работе с командой: только он, Чепмен, должен набирать состав, он готов совещаться, но окончательное решение в этих вопросах – за ним. Надо сказать, что в дальнейшем Чепмен отдал дань Совету директоров за их «просвещенные и смелые» действия, направленные на нейтрализацию стереотипа, что футбол никогда по-настоящему не разовьется в исторически регбийном городе.

Посещаемость местного стадиона, должно быть,  разочаровала Чепмена – временами количество зрителей было уж слишком далеко от желаемой Кроутерами цифры – 50,000. Реальные цифры были таковы: средняя посещаемость  домашних матчей упала в течение сезона с 18,900 до 16,500 человек (то есть, на 13 процентов). Однако, это был общенациональный тренд. Посещаемость в среднем по стране упала с 29,600 до 21,300 (или на 28 процентов), то есть — более сильный скачок вниз, по сравнению с «Хаддерсфилдом», что в общем-то было на руку обладателям Кубка Футбольной Ассоциации, которые устремились теперь за высшей позицией в чемпионате Лиги. Помощь клубу оказывали и в местном микрорайоне: год назад до стадиона запустили автобус, а в этом – проложили трамвайные рельсы. Чепмена в городе уже начали сравнивать с Мессией, а Совет директоров «Хаддерсфилда» чувствовал себя в какой-то степени как директоры «Манчестера Юнайтед», когда  Алекс Фергюсон выиграл свой первый трофей. Особенно радовало то, что работа с молодыми футболистами начинает приносить свои плоды: среди тех, кто появится на поле «Лидс Роуд» в следующем сезоне будет 18-летний Гарри Которн и другой защитник – Рой Гудалл, который станет одним из наиболее ценных футболистов клуба и сборной Англии.

В том, как ловко «Бомбардировщик» Браун проходил защитников и забивал голы, нельзя было не увидеть будущее великолепного форварда. А затем в команде появился Джордж Кук. Это был еще один футболист с северо-востока страны, который также был любителем и играл на позиции форварда-инсайда в Бишоп Окленде, присоединившись к «Ротерхэм Каунти». Но обнаружилось, что, несмотря на любительский статус, он получает деньги от клуба в качестве финансового стимулирования. Клуб был признан виновным, оштрафован на 50 фунтов, а главное – у него отобрали права на регистрацию Джорджа Кука. Чепмен, наблюдавший за тем, как разворачивались события, вступил в переговоры с футболистом и быстро подписал его. В «знак благодарности» Джордж Кук, сыграв в половине матчей предстоящего сезона, забьет девять голов.

Как всегда предсезонная подготовка включала в себя занятия другими видами спорта, при этом больше всего Чепмену нравился крикет. Но время сборов и подготовки прошло, и начался сезон без той цепкости и нацеленности, которая была характерна «Хаддерсфилду» в конце прошлой кампании. Выиграв дома у «Миддлсборо», команда проиграла в гостях на «Эйрсом Парке» – а ведь это был явный аутсайдер чемпионата, завершивший его на последнем месте. Далее «Хаддерсфилд» не смог одолеть только что вышедший в Первый дивизион «Ноттс Каунти», который, похоже, приехал на «Лидс Роуд», чтобы сыграть один из самых грубых матчей последних сезонов – игра была даже еще более дикой по сравнению с кубковым финалом 1922 года, причем с обеих сторон — что побудило Чепмена не просить облегчения наказаний для особо отличившихся, а наказывать еще и самому, вплоть до отчисления из команды (выставления на трансфер). Возможно, первыми грубить начал «Каунти», но Эрни Ислип превзошел в этом соперника, откровенно грубо отбросив Альберта Иремонгера от мяча: само по себе это было, конечно же, смело с его стороны, поскольку телосложение голкипера было внушительное, рост его превышал 190 сантиметров (кроме того, Альберт был человеком весьма решительным – однажды он заставил судью отложить матч с «Вулвич Арсеналом»: будучи в корне несогласным  с принятым арбитром решением, Иремонгер просто сел на мяч, наотрез отказавшись вставать). С другой стороны, поведение Ислипа можно назвать просто глупым: судья всё видел и удалил игрока «Хаддерсфилда». Правда, позже составы уравнялись после того, как Билли Флинт, центральный защитник гостей ударил по голени Билли Смита. Голов в этой встрече не было, точнее – вместо голов были многочисленные жесткие и жестокие стычки. После матча «Хаддерсфилд» — надо отдать ему должное (точнее, должное надо отдавать Чепмену, поскольку без его ведома и санкции такое решение не было бы принято) – попросил Футбольную Ассоциацию провести расследование действий игроков в матче. В послании «Хаддерсфилда» говорилось: «Если то, что мы видели в субботу, называется футболом, то чем быстрее такой футбол отомрет, тем будет лучше. Мы заявляем, что никогда больше не желаем видеть на футбольном поле ничего подобного.»  Ислипа и Флинта дисквалифицировали на месяц, Иремонгера предупредили. Но Ислип никогда уже больше не сыграл за «Хаддерсфилд»: футболист, который вышел с «Хаддерсфилдом» в Первый дивизион, выиграл Кубок Футбольной Ассоциации и на момент дисквалификации был лучшим бомбардиром клуба – был выставлен на трансфер! Его продали в «Бирмингем» за 1,500 фунтов. Месседж был очевиден: имя, брэнд «Хаддерсфилд Тауна» не должны быть запятнаны.

После этого команда воспряла духом и вошла в победный ритм, возглавляя некоторое время таблицу чемпионата Лиги до матча в Ливерпуле, когда «Хаддерсфилд» сыграл вничью. Эту игру наблюдал Стэнли Болдуин, ставший премьер-министром после того, как Бонар Лоу покинул свой пост, а вскоре и умер — от рака гортани. В следующий раз «Хаддерсфилд» оказался на верхней строчке таблицы в конце марта, а затем начались настоящие чемпионские скачки между ним и «Кардифф Сити». Важную роль в этот момент сыграл Стефенсон – как раз накануне и сразу же после своего дня рождения (ему исполнилось тридцать четыре года): именно он забивал в матчах, закончившихся со счетом 1 – 0 в пользу «Хаддерсфилда». Так были повержены «Блэкберн», «Челси» и «Ньюкасл».  Ну а затем эстафету форварда-спасителя принял молодой Браун. В общем, про те, решающие недели идущего к кульминации сезона можно сказать так: покуда защита сохраняет ворота в неприкосновенности, форвард, способный решить судьбу матча, в «Хаддерсфилде» найдется.

Тем не менее, на предпоследнем барьере тыльный заслон «Хаддерсфилда» пропустил три мяча в гостевом матче с «Астон Виллой», на что команда Чепмена смогла ответить лишь одним точным ударом Билли Смита. Таким образом, титул, скорей всего, должен был уйти к «Кардиффу», опережавшему теперь «Хаддерсфилд» на одно очко. Если «Кардифф» сможет выиграть в Бирмингеме, где хозяевам, в принципе – было не за что драться и ломать копья, то игра на «Лидс Роуд» между «Хаддерсфилдом» и «Ноттингем Форест» уже ничего не решит. Если же «Кардифф» сыграет вничью, то придется сравнивать разницу забитых и пропущенных мячей, причем, в этом случае «Хаддерсфилду» надо было забивать, по крайней мере —  три мяча. 19,000 болельщиков, которые пришли на стадион, конечно же надеялись на чудо, а тем временем на поле сначала Кук дважды поразил ворота гостей, а затем Браун довел счет до разгромного. Оставалось ждать результата матча в Бирмингеме.

Большинство болельщиков не торопились влезать в трамваи – они столпились вокруг стадиона. В маленькой комнате, где результаты матчей узнавали по телефону, группа людей, затаив дыхание, уставилась на черную телефонную трубку, висевшую на кабеле. Внезапно дверь распахнулась, и в комнату вошел сияющий как солнце Герберт Чепмен. Он уже знал результат  — дело было сделано. Как будто стараясь опередить другую информацию о том же матче (или просто – не веря своему счастью), он прокричал прямо с порога: «Мы победили!»

Драма, которая наверняка бы сегодня привлекла внимание телеканалов, а с их помощью и телезрителей, — произошла на 10-ой минуте. В то время, когда Кук увеличил преимущество «Хаддерсфилда», доведя счет до 2 – 0, «Кардифф» заработал пенальти за игру рукой Перса Бартона из «Бирмингема».  Кто же возьмется пробить одиннадцатиметровой, после чего, скорей всего, чемпионский титул поедет в Уэльс? Двое игроков горячо заспорили друг с другом, пока наконец к мячу ни подошел Лен Дэвис. Но в его действиях было явно мало уверенности – и Дан Тремлинг отразил пенальти. А 10 минут спустя на «Лидс Роуд» вингер Тед Ричардсон, впервые выйдя на поле в этом сезоне, отдал великолепную передачу на Брауна, который, набегая, вколотил мяч в сетку. Этот гол и принес титул «Хаддерсфилду». Отчасти «Хаддерсфилд» обязан своим успехом и бедному Дэвису, промахнувшемуся с одиннадцатиметровой отметки. Впрочем, Дэвис не впал в депрессию, не разрушил свою игровую карьеру, напротив – стал бессменным главным бомбардиром «Кардиффа», а один из своих голов он забил команде Чепмена, когда валлийский клуб встретился с «Арсеналом» в финале Кубка Футбольной Ассоциации 1927 года.

«Арсенал», тем временем, был на грани вылета, набрав по итогам сезона лишь на одно очко больше вылетавшего «Фореста», а в двух матчах с «Хаддерсфилдом» лондонцы пропустили в свои ворота аж девять мячей, причем Чарли Уилсон сделал хет-трик в обоих встречах. Как бы там ни было, в следующем сезоне команды снова сойдутся в чемпионате Первого дивизиона. Заметьте – у «Арсенала», также как и у многих других клубов,  аудитория была гораздо больше, чем у «Хаддерсфилда», но при этом чемпионский титул взяла именно команда Чепмена. Ретроспективный взгляд на историю футбола свяжет «Хаддерсфилд» тех лет (когда им руководил Герберт Чепмен) с такими клубами, как «Дерби Каунти», или – еще точнее – с «Ноттингем Форсет» эпохи Брайана Клаффа. Все эти клубы добивались успеха, несмотря на значительно меньшую посещаемость на своих домашних стадионах. Средняя посещаемость «Хаддерсфилда» в первый чемпионский сезон застыла на отметке в 17,000 человек – то есть, увеличилась, по сравнению с прошлым сезоном, менее, чем на 4 процента. Относить это за счет низкой атакующей результативности  было бы откровенным упрощением – ведь футболисты клуба считались отличными мастерами, уж точно было на что посмотреть! Посмотреть на победу «Хаддерсфилда» над «Бирмингемом» в матче на Кубок Футбольной Ассоциации  пришла 31,000 человек, но почти что 60,000 зрителей увидели как «Хаддерсфилд» громит «Манчестер Юнайтед» на «Олд Траффорд». И даже в Бернли, который меньше Хаддерсфилда и по размерам, и по численности населения, 55,000 человек собралось на местном стадионе, чтобы увидеть  вылет команды Чепмена из самого древнего футбольного турнира.

Сезон закончился не только триумфом «Хаддерсфилда», но и Рамси Макдональда, ставшего первым премьер-министром от партии лейбористов, которая начала активно смещать либералов с политической арены. Но в это же самое время в Италии к власти пришли фашисты во главе с Муссолини. Муссолини решил использовать футбол как символ энергии и мощи Италии, но именно англичанин в данный момент организовывал  и тренировал лучшую итальянскую команду: Вилли Гарбатт заработал второй чемпионский титул с «Дженоа», несмотря на то, что ему пришлось потратить определенное время, помогая Витторио Поццо готовить национальную сборную к Олимпийским играм 1924 года. Тем временем Джими Хоган проповедовал свои передовые идеи в Австрии, Венгрии и Швейцарии. Впрочем, Хоган успеет оставить важный след и в Германии. В Германии у Гитлера был не такой ощутимый и стабильный прогресс, как в Италии у Муссолини. У него не было проблем в слушателях: толпа в 50,000 человек собиралась мгновенно в эпоху гиперинфляции и паники вследствие, в том числе, неудачной политики Веймарской Республики. С другой стороны, попытка Гитлера совершить революцию в Мюнхене привела к его аресту и заключению на пять лет за государственную измену. Из этих пяти он отбыл менее девяти месяцев, а последующая публикация его печально известного «Майн Кампф» говорит о том, что времени в заключении он зря не терял.

 

 

 


Поделиться ссылкой Затвитить пост

Комментарий

© 2009-2018 Меркурьев Иван

Проект arsenal-blog.ru не является коммерческим проектом. Все материалы, публикуемые на сайте, носят чисто информативный характер и не предназначены для коммерческого использования.

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Содержимое сайта защищено в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании материалов сайта активная гиперссылка на arsenal-blog.ru обязательна