RSS

Жизнь и эпоха Герберта Чепмена. Глава 14

Сен03
2014

Басби и европейская мечта

 

 

В день смерти Герберта Чепмена «Манчестер Юнайтед» проиграл в Линкольне со счетом 5 – 1. Кстати, это был матч чемпионата Второго дивизиона. И это был далеко не самый разгромный счет, который можно себе представить. В тот же злополучный день Стэнли Милтон впервые стоял на воротах в составе «Галифакс Тауна» — в гостевом матче чемпионата Третьего дивизиона (Север). Хозяева, «Стокпорт Каунти», победили со счетом 13 – 0, и вот это был уже действительно самый крупный счет в истории Лиги. Проблемы «Манчестера Юнайтед» в том сезоне продолжались по нарастающей, и в итоге они оказались в одном шагу от вылета в тот самый Третий дивизион (Север). Тем не менее, в сезоне 1935-36 клуб вышел в Первый дивизион, потом вылетел из него, потом снова вышел… К началу войны за «Юнайтедом» закрепилось прозвище «чертик на ниточке» — то есть, нечто абсолютно неустойчивое и нестабильное. В довершение невзгод во время войны был основательно разрушен периодическими бомбардировками «Олд Траффорд».  Впрочем, «Юнайтед» были не одиноки в этом отношении – многие пострадали от налетов «Люфтваффе» и от потерянного времени. «Арсенал» был среди претендентов на разыгрываемые трофеи, которым также досталось во время второй мировой войны, и безусловно Том Уиттакер заслуживает особого уважения за то, что в этих условиях он сумел возродить команду. Но все-таки особенно эффектен и показателен подъем и возрождение «Юнайтеда» (а подниматься было откуда – спад команды оказался долгим и всеобъемлющим).  В течение года после возвращения в высший дивизион английского футбола, «Манчестер Юнайтед» завершил чемпионат на втором месте. В следующем году «Юнайтед» опять стал вторым, но при этом команда завоевала Кубок Футбольной Ассоциации. Далее, в следующих сезонах «Манчестер Юнайтед» был вторым, четвертым и опять вторым. Таким образом формировалась команда, которая станет чемпионом в сезоне 1951-52. А Матт Басби только приступал к работе, делая для «Юнайтеда» то, что Чепмен сделал в свое время для «Арсенала», и хотя в победную поступь команды Матта Басби вмешалась страшная трагедия, наследие Басби и Чепмена вполне сопоставимо.

После того, как Басби и его многоуважаемым ассистентом Джимми Мерфи были подобраны великолепные игроки на все позиции, «Юнайтед» стал стабильно завоевывать чемпионские титулы и, по мнению многих аналитиков, должен была сменить мадридский «Реал» на посту лидирующей европейской команды. Но судьба распорядилась по-другому: в феврале 1958 года в Мюнхене произошла авиакатастрофа, в которой погибли многие футболисты великой команды Матта Басби, а сам тренер чудом остался жив. Тем не менее, Басби начинает заново выстраивать команду победителей – и это опять ему удается: «Юнайтед» выигрывает очередные два чемпионских титула, еще один Кубок Футбольной Ассоциации и наконец-то в 1968 году впервые в истории английского футбола завоевывает Кубок европейских чемпионов. Можно задать риторический вопрос – черпали ли Берти Ми, Джордж Грэм и Арсен Венгер вдохновение и энтузиазм из тех масштабных традиций, которые установил в «Арсенале» Герберт Чепмен? Конечно так. Стыдно ведь выступать плохо, когда у клуба такая история. И то же самое с «Юнайтедом» — любой исследователь деятельности сэра Алекса Фергюсона, его экстраординарных достижений, должен будет признать, что они базируются на традиции, заложенной в эпоху Матта Басби, что работа, которую провел Басби, является существенным и отчасти непостижимым фактором, повлиявшим на дальнейшую судьбу клуба. Алекс Фергюсон однажды назвал ту эпоху «ДНК нашего клуба». Безусловно, можно говорить о том, что  у Матта Басби был свой собственный стиль, но еще важнее то, что ни один главный тренер со времен Герберта Чепмена (за одним исключением, о котором чуть позже) не сделал так много, как Басби, что было бы так долговечно. А теперь об исключении: Билл Шанкли предоставил «Ливерпулю» такую же фундаментальную базу для будущего успеха, как и ту, что Басби выстроил в «Манчестере Юнайтед». У Шанкли был ассистент, который в дальнейшем стал его последователем – Боб Пейсли, под руководством которого поток трофеев на «Энфилд» стал еще более интенсивным. Интересно, что Басби и Пейсли были близкими друзьями еще с тех времен, когда оба они выступали за «Ливерпуль». При всем при этом невозможно представить себе, что изучение  и анализ футбола, проводимый Басби, не был основан на положениях и установках Герберта Чепмена. Матт Басби подходил к работе тренера удивительно схожим образом и позднее сказал о Чепмене: «Трансформируя «Арсенал», он трансформировал игру в футбол».

Басби, как и Пейсли, и Шанкли, и Чепмен, родился в шахтерской среде. Его отец был убит снайпером в битве при Аррасе. А в 18 лет Басби получает приглашение переехать в Ланкашир и присоединиться к «Манчестер Сити», где играли его герои и кумиры – выдающиеся шотландца Алекс Джеймс и Хафи Галлачер. Это произошло в 1928 году – как раз в промежутке между двумя основными пиками карьеры Герберта Чепмена: «Хаддерсфилд» уже выиграл три чемпионских титула, а «Арсеналу» еще только предстояло это сделать. Главным тренером «Сити» был Питер Ходж, который внимательно проследив за Басби, перевел его из форварда-инсайда в крайние полузащитники. «Сити» стал ведущим клубом в Манчестере. Проиграв финал Кубка Футбольной Ассоциации в 1933 году, команда все-таки стала обладателем этого трофея на следующий год.

«Ливерпуль» вынужден был заплатить 8,000 фунтов за Басби, который в итоге стал капитаном команды и наставлял в игровом плане молодого Пейсли, которого клуб приобрел у «Бишоп Окленд»  в графстве Дарам  накануне войны. Военные действия положили конец игровой карьере Матта Басби. Вместе с другими футболистами «Ливерпуля» Басби поступил на военную службу. Пейсли, став одной из «Пустынных Крыс Монтгомери» (7-я танковая британская дивизия), воевал в Тобруке и Эль Аламейне, а закончил войну, освобождая Рим в составе танкового соединения за несколько месяцев до того, как Муссолини, дезертировав и пытаясь скрыться  в районе северных итальянских озер, был пойман партизанами, убит и повешен на перекрытиях бензозаправочной станции у площади Лорето. После войны Пейсли вернулся, чтобы наконец-то дебютировать (с изрядным опозданием) в «Ливерпуле» и выиграть золотые медали чемпионов в сезоне 1946-47.  Когда его игровая карьера (Пейсли играл исключительно в «Ливерпуле») завершилась, он остался на «Энфилде» в качестве физиотерапевта (эту профессию Пейсли освоил самостоятельно), затем вошел в «Бутрум»  Билла Шенкли (Бутрум – комната на «Энфилде», где  проходили совещания тренерского штаба «Ливерпуля»), ну а в итоге с явной неохотой занял пост главного тренера «Ливерпуля».

А Басби стал тренировать армейские футбольные команды. Его успехи заметил «Ливерпуль» и пригласил на пост помощника главного тренера, Джорджа Кея. Но у Басби, которому было всего 36 лет, уже сформировалось свое собственное видение футбола, которое он хотел воплотить в жизнь как можно скорее. И первым такую возможность предоставил «Манчестер Юнайтед». От председателя совета директоров «Юнайтеда», Джеймса Гибсона, Басби потребовал по существу то, что Чепмен получил в «Арсенале»: контроль над комплектованием состава, над селекцией футболистов и тренировочным процессом. Несмотря на то, что успешная работа Чепмена проходила почти что двадцать лет назад, данные требования Матта Басби по-прежнему считались революционными. Вообще говоря, сходство с Чепменом у Басби было просто сверхъестественное: он даже сообщил Гибсону, что у него есть пятилетний план! И Гибсон, который изначально предложил Басби работу на три года, согласился добавить в контракт еще два. Басби вернулся в армию – завершить там свои обязанности – и, тренируя полковую футбольную команду в Италии, познакомился с Джимми Мерфи и вскоре предложил ему работу. На своей первой пресс-конференции в качестве главного тренера «Манчестер Юнайтеда», Басби пообещал возродить славу команды, которую она обрела в 1907-11 годах (в те годы «Юнайтед» дважды становился чемпионом Лиги и обладателем Кубка Футбольной Ассоциации), причем сделать это, в том числе, за счет воспитания и развития собственных молодых футболистов (надо сказать, что молодежной политикой уже серьезно занимались в клубе как Джеймс Гибсон, так и его секретарь, Уолтер Крикмер). А дальше… дальше были страницы великой истории, написанные Маттом Басби и «Манчестером Юнайтед».

Самым знаменитым клубом в Европе, когда умер Гербрет Чепмен, был «Арсенал». Данная приятная для «Арсенала» традиция продолжалась практически до начала розыгрыша Кубка Чемпионов. Победа венгерской сборной на «Уэмбли» в 1953 году несколько сбила спесь с высокомерных англичан, считавших себя лучшими из лучших, тем не менее — англичане были живучими и не хотели терять приятный бытующий стереотип законодателей моды в футболе. На следующий год «Гонвед» привез Ференца Пушкаша и других Волшебных Мадьяров в Вулвергемптон на знаменитый товарищеский матч при искусственном освещении, который закончился трудной победой команды Стена Куллиса на вязком и рыхлом поле, которое было испорчено перед началом встречи чрезмерно усердным поливанием из шлангов. «Дейли Мейл» тут же поспешила вознести «Волков» до небес, назвав их чемпионами мира. Даже Чарли Бучан назвал этот матч оправданием британского стиля игры. Всё это было уже невыносимо для Габриэля Ано. Центральный защитник, выступавший за сборную Франции, который на тот момент редактировал ежедневную спортивную газету «Экип», написал: «Перед тем, как назвать футбольный клуб «Вулверхэмптон Уондерерс » всемогущим и непобедимым, отправьте его в Москву и Будапешт. А ведь есть еще и другие знаменитые на международной арене футбольные клубы – возьмите, скажем, «Милан» или мадридский «Реал».  В общем, необходимо запускать клубный чемпионат мира или, по крайней мере, Европы…» И действительно, после того, как Габриэль Ано пригласил представителей европейских клубов в Париж (а приехали руководители 15 клубов), а ФИФА одобрила идею соревнования и для руководства проведением турнира привлекла недавно организованный Союз Европейских Футбольных Ассоциаций (УЕФА), Кубок Европейских Чемпионов начал свой отсчет в сезоне 1955-56.

Шотландия делегировала «Хиберниан», который проиграл в полуфинале команде «Реймс», при этом Футбольная Лига Англии вообще не была представлена до тех пор, пока Басби не привез сюда в следующем сезоне «Манчестер Юнайтед». Увертюра турнира явно удалась: «Юнайтед» выиграл у «Андерлехта» в Брюсселе, после чего не оставил от него камня на камне на «Олд Траффорд»: 10 – 0. Далее команда Басби преодолела барьеры с дортмундской «Боруссией» и «Атлетико» из Бильбао, ну а затем уже сам «Юнайтед» был выбит с турнира великим мадридским «Реалом», который и стал победителем турнира, более того — и в следующих четырех розыгрышах турнира мадридцы становились лучшей командой на континенте. Статус, который в свое время приобрел «Арсенал», причем статус несогласованный и дискуссионный, теперь уже абсолютно очевидно перешел к испанской команде, которая убедительно доказала справедливость точки зрения Габриэля Ано.  Тем временем «Волки» Стена Куллиса, воспользовавшись тем, что «Юнайтед» залечивал тяжелейшие раны, сместили его с передовой английского футбола и приняли участие в европейских турнирах. Приняли, надо сказать, не лучшим образом: в первом же раунде розыгрыша 1958-59 «Волки» были выбиты «Шальке». В следующем году дела у «Волков» пошли несколько лучше – теперь уже они выбили сначала немцев, а ими оказались «Форвертс» из Берлина, а затем —  белградский «Ред Стар». Но в четвертьфинале «Волков» просто-таки смела «Барселона», победив по сумме двух встреч с общим счетом 9 – 2 (что давало пищу для размышления представителям школы Бучана).

Тем не менее, надо отдать должное Куллису – наряду с Джимми Сидом, он действительно был выдающимся тренером в эпоху после Герберта Чепмена. Тренерская практика Стена Куллиса была основана на принципах майора Фрэнка Бакли, — Куллис в буквальном смысле был «продуктом» молодежной политики Бакли в тот момент, когда «Волки» вышли из Второго дивизиона, а затем уже возглавили Первый, перед тем, как началась вторая мировая война. Будет справедливо сказать, что даже Чепмен, который не любил лишних задержек мяча при переходе от обороны к атаке, не делал из этого основной принцип или догму, как Бакли. У Бакли, согласно воспоминаниям его бывшего капитана, вообще был чисто военный подход к работе с футболистами.  «Если вам не нравился его стиль», — говорил Куллис, — «Вы тут же вылетали за ворота клуба – без лишних вопросов.» Впрочем, именно этот самый стиль, по мнению Куллиса, и принес «Волкам» три чемпионских титула после окончания войны.

Но только Матт Басби сумел создать на поле эквивалент чепменского «Арсенала». Как только Басби пришел в качестве главного тренера на «Олд Траффорд» (или на «Мейн Роуд», поскольку стадион «Юнайтеда» был сильно разрушен во время войны), у ведущих журналистов северной Англии, таких как Иван Шарп, Донни Дэвис и других, появилось ощущение, что на этой территории будет создана новая версия столичной цитадели Герберта Чепмена, причем, в отличие от «Арсенала» тридцатых годов, «Юнайтед» будет проповедовать более открытый и элегантный футбол. Басби  всегда нравился техничный футбол, который он обнаружил, в том числе, в турне по Чехословакии в 1936 году, когда он играл в составе «Сити». И эти принципы  организованной командной игры, которую исповедовали лучшие европейские клубы, он пытался воплотить в игре «Юнайтеда» — как до мюнхенской катастрофы, так и после нее, — чтобы, кроме всего прочего, связать «Юнайтед» с современным футбольным миром. Победная кульминация выступлений команд Басби на европейской арене (через десять лет после катастрофы) подтвердила правильность выбранного пути.

К сожалению, у Герберта Чепмена не было возможности участвовать в таком турнире. «Арсенал» уважали во всей Европе, когда главным критерием была репутация команды, но организованного соревнования, которое могло бы расставить все точки над «i» — не было. Как бы сыграл «Арсенал» с «Атлетико» из Бильбао, который под руководством Пентланда и Гарбутта добыл в общей сложности четыре титула чемпиона Испании в течение семи сезонов перед гражданской войной? Или с великим «Ювентусом», который стал чемпионом Италии пять раз подряд,  являясь основой для формирования сборной страны, дважды выигравшей с Витторио Поццо Кубок мира? Конечно, очень жаль, что Чепмен и его почитатели были лишены возможности увидеть эти грандиозные поединки. Тем более, что европейский клубный турнир был одной из инновацией, предсказанной самим Чепменом – об этом, о необходимости такого соревнования для развития футбола, он неоднократно писал в 1930-ых годах в своей колонке в «Санди Экспресс». Когда Брайан Гленвилл напишет позже о «триумвирате Титанов», он включит в футбольную Троицу тридцатых годов Поццо, Майсля и Чепмена. Но работа Поццо и Майсля была международной по определению, подразумевала постоянное пересечение границ, частые спарринги и соревнования, в которых участвовали национальные сборные различных стран. Чепмен, единственный из Титанов, был такой возможности лишен, хотя он делал всё возможное, чтобы статус футбольной столицы был надолго закреплен за «Хайбери».

 


Поделиться ссылкой Затвитить пост

Комментарий

© 2009-2018 Меркурьев Иван

Проект arsenal-blog.ru не является коммерческим проектом. Все материалы, публикуемые на сайте, носят чисто информативный характер и не предназначены для коммерческого использования.

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Содержимое сайта защищено в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании материалов сайта активная гиперссылка на arsenal-blog.ru обязательна