Играя на прекрасном стадионе «Хайбери», «Арсенал» вступал в эпоху доминирования в английском футболе.
Чтобы оценить масштаб видения (и провидения) Герберта Чепмена, важно проанализировать ситуацию в английском футболе в начале 1930-ых.
Для нашего времени характерен информационный бум, проникновение СМИ во все стороны жизни, в том числе и спортивной. В эпоху 1930-ых годов ничего подобного конечно же еще не было. И нельзя сказать, что все трудящиеся были в то время поголовно захвачены футболом.
Например, в те годы реальным соперником футбола был …спидвей, собиравший на важных матчах аудиторию в 30,000 человек и больше. Чепмен неустанно спорил о том, что в будущем футбол отберет аудиторию у спидвея, но в то же время он понимал, что аудитория реально увеличится только тогда, когда зрелище станет по-настоящему привлекательным и эффектным.
В отсутствие Норриса, Чепмен мог спокойно выстраивать команду своей мечты – без утомительного влияния и контроля со стороны сэра Генри. И благодаря свой энергии и воли, он – как сказал один восхищенный болельщик 1930-ых — превратил Хайбери в настоящий футбольный Тадж-Махал.
Хайбери быстро стал самым популярным и современным стадионом в Европе. В декабре 1932 года была открыта Западная Трибуна стоимостью 45,000 фунтов, рассчитанная на 4,100 мест, а завершение строительства Восточной Трибуны («фантастическое футбольное сооружение», как сказано в программке «Арсенала») сделало «Хайбери» самым знаменитым стадионом в мире. Благодаря фасаду в стиле арт-деко стадион был поистине своеобразен и неповторим.
Болельщики, приезжавшие из разных городов, и футболисты других команд, входя на стадион, испытывали (по их словам) особые, нигде более не возникавшие чувства (трепет и восторг).
Недовольный тем, что в структуре стадиона нет последних достижений архитектурного дизайна, Чепмен попытался добавить несколько новых современных конструкций. Так в 1932 году он отстоял идею водружения над стадионом гигантских 45-минутных часов, чтобы публика могла точно знать – сколько времени прошло в каждом тайме.
«Чепмен знал, что футбол – это событие, и он хотел, чтобы болельщики стали частью игры. Он полагал, что часы на стадионе добавят напряженности футбольному зрелищу, особенно в критические моменты матча», — объяснял Джордж Мэйл. Футбольная Ассоциация не согласилась с доводами Чепмена и поначалу запретила часовой механизм, утверждая, что он будет держать в напряжении арбитров матчей. Однако, в конце концов, воздвижение гигантских часов было разрешено.
Чтобы сводить доходы с расходами, «Арсенал», получивший название «Банк Англии», должен был собирать аудиторию в 40,000. Это было крайне трудно, учитывая, что наступала эпоха Депрессии. И все-таки игра стоила свеч.
Некоторые местные футбольные специалисты считают, что превращение Хайбери в футбольную Мекку, и сопутствующие этому безумные траты на игроков, были неоправданными и неправомерными. Джордж Мэйл вспоминал: «Некоторые утверждают, что времена тогда были тяжелыми, и было крайне неприятно осознавать, что «Арсенал» тратит заоблачные суммы на строительство «стадиона мечты», в то время как простые люди, рабочие — начинали испытывать трудности, ведь это уже была эпоха Депрессии. Конечно, цель у руководства клуба было благая, но средства, проекты реализации — были откровенно циничные: получалось, что успех на поле может быть просто оплачен. В конце концов, это превращало футбол в средство накопления капитала, хотя возможно для кого-то футбол действительно – просто хороший бизнес…»
Сердце Чепмена всегда раздирало противоречие. Как тренер «Хаддерсфилда», он много раз повторял, что безудержные траты на игроков или неадекватные вложения в шикарные стадионы являются досадной стороной футбола». Более того, в свое время он полагал, что футболистам лучше избегать профессионального статуса. И при этом никакой другой тренер не потратил столько, сколько он (конечно до возникновения Премьер-Лиги) на игроков и инфраструктуру клуба.
Футболист Джордж Мейл (игравший поначалу в статусе любителя, затем ставший профессионалом – прим.ред.) заявлял: «Самое главное — то, что Чепмен был шоуменом. Всё, включая денежные траты, было составной частью его личного фантастического шоу.»
Как заверяли болельщики-гунеры, в ту эпоху в Лондоне не было лучшего зрелища, чем матчи «Арсенала» на «Хайбери» и финал Кубка ФА на «Уэмбли».
К кампании 1930/1931 годов команда шлифовала свою практически доведенную до совершенства новейшую схему контратакующего футбола, которую отстаивал Чепмен. Впереди у него была сильная линия атаки: на острие Джек Ламберт, которого поддерживали Дэвид Джек и Алекс Джеймс – играющие «под нападающим» из глубины поля. На фланги Чепмен поставил подвижных Клиффа Бастина и Джо Халма, что давало потрясающий эффект.
Стиль игры гунеров резко контрастировал со стилем других команд, которые уповали на дриблинг и постоянный контроль мяча. Чепмен подчеркивал, что его задняя линия представляет собой «непроходимую скалу», защитникам давалось задание играть как можно глубже, а, когда атаковал соперник, к ним немедленно шли на помощь крайние хавбеки.
Из-за способности команды проводить игру в ломаном темпе, временами отдавая инициативу сопернику, а затем взрываясь результативными контратаками, поверженные соперники обвиняли «Арсенал» в чем только могли, называя гунеров то «Счастливчик Арсенал», то «Скучный Арсенал». В сезон, когда парни Чепмена впервые завоевали титул чемпионов Первого Дивизиона, они забили 127 голов, что до сих пор является клубным рекордом результативности. И уж явно команда, забившая 127 мячей, не может быть «скучной» — как называли ее недоброжелатели.
Чепмен так и не смог повторить свой хаддерсфилдский рекорд – он ни разу не выигрывал дубль с «Арсеналом», хотя и был близок к этому в 1931/1932 годах, когда команда финишировала второй (вслед за «Эвертоном») в Лиге и проиграла в весьма неоднозначном финале Кубка ФА «Ньюкаслу» (когда «сороки» сравняли счет после того, как мяч уже ушел за лицевую линию).
Несмотря на неожиданное шокирующее поражение от «Уолсолла» в третьем круге Кубка ФА в январе 1933 года, команда Чепмена воспряла духом и выиграла титул чемпиона в том сезоне. Но Чепмен сказал директору клуба Джорджу Эллисону: «Команда выдыхается, мистер Эллисон, мы должны перестраиваться.» К сожалению, завершение процесса перестройки он так и не увидел …
В начале следующего сезона Чепмен ввел в бой новые силы, которые должны были усилить команду (включая Рэя Боудена, Пэта Бисли и Джеймса Данна), но в 1934 году он умер от пневмонии. Руководить в триумфальном сезона 1934 года (когда команда опять выиграла титул) пришлось Эллисону, а усилившись еще и новыми рекрутами, включая Уилфа Коппинга и Тэда Дрэйка, гунеры сделали фантастический хет-трик, выиграв титул чемпионов в мае 1935 года в третий раз подряд.
Тем не менее, отдавая дань Эллисону за проделанную им работу, нельзя не отметить, что как футбольный тактик он в значительной степени уступал Чепмену…
Джордж Мэйл вспоминал: «Джорджу посчастливилось унаследовать ядро великой команды от Чепмена, который был гением во всех отношениях. В частности, он оказался провидцем, выстроив стиль, тактику и репутацию «Арсенала» и превратив его в команду мирового уровня.»
1931-1935 годы стали наиболее успешным периодом в истории «Арсенала», и 60,000 болельщиков, которые регулярно до отказа заполняли «Хайбери», никогда уже не забудут головокружительной атмосферы матчей, великих игроков в красно-белой форме, стремительно идущих в очередную атаку…
Драматургом и главным режиссером этих незабываемых спектаклей и был Герберт Чепмен.
История вкратце:
— Если болельщики «Арсенала» хотели увидеть их героя Алекса Джеймса в непосредственной близости, они могли заглянуть в «Сэлфриджиз» (магазин на Оксфорд-Стрит в Лондоне – прим.ред.), где он работал в качестве «демонстратора спортивных аксессуаров».
— В марте 1935 года, когда «Арсенал» уже имел все шансы сделать титульный хет-трик, на матч «Арсенала» с «Сандерлендом» (в котором победили гунеры) собралось 73,295 человек!
— В книге «Арсенал моего сердца» Боб Уолл утверждал, что персонал «Хайбери» слышал, как призрак Герберта Чепмена ходил по коридорам и закоулкам стадиона еще многие годы после его смерти…