RSS

1946-1950

Июл01
2012

В начале сезона 1946/1947 «Арсенал» сыграл свой первый матч в Первом Дивизионе за последние 7 лет.  Пришедшие с войны демобилизованные англичане снова превратились в страстных болельщиков, и в течение последующих десяти лет посещаемость отремонтированного стадиона редко когда была ниже 50,000. «Арсенал», возможно, не представлял больше той убойной силы, как в 1930-ые годы, но тем не менее, футболисты по-прежнему дарили своей аудитории яркие игровые моменты.

Команда, по-прежнему управляемая Джорджом Эллисоном, была жгучей смесью ветеранов, амбициозных молодых игроков, героев войны и культовых футболистов. В течение нескольких лет Джордж Мэйл и Клифф Бастин, находившиеся уже в апогее своей карьеры, играли в команде, напоминая болельщикам «Арсенала» о великолепных тридцатых годах, тогда как Рег Льюис и Лори Скотт, пропустившие из-за войны значительную часть своей карьеры и поэтому голодные до побед, проводили матчи с неистощимой энергией. Джимми Лоджи – футболист, заменивший в итоге Алекса Джеймса, регулярно забивал голы и ассистировал коллегам.

Статус культовых героев легко может быть присвоен нескольким футболистам той команды. Например, Ронни Руку. Футболист-гора из «Арсенала», ростом в шесть футов и три дюйма, забивал голы театрально, с апломбом, причем защитники просто отлетали от него, когда он таранил штрафную площадку. Играл также Денис Комптон, мальчик из Брилкрима, который за свою 12-летнюю карьеру на Хайбери выходил на поле всего 59 раз.

«Денис мало играл за нас, но умудрялся оказаться в нужное время в нужном месте – в финале Кубка и в стыковых матчах. Денис всегда предоставлял другим делать самую тяжелую, «грязную» работу, а сам работал «последним касанием».» — рассказывал Лаури Скотт.

Настоящим фаворитом той эпохи был Джо Мерсер, подписанный в ноябре 1946 года — после того, как гунеры на редкость неудачно стартовали в чемпионате, быстро скатываясь чуть ли не в зону вылета. Присутствие в защите Мерсера позволило «Арсеналу» занять в итоге 13 место.

В нем не было ничего особенного – обычный футболист, из тех, кого приобретают на небольшой срок (Джордж Эллисон подписал его за 7,000 фунтов, на тот момент ему было уже 32 года). Когда вокруг него разгорелся спор с «Эвертоном» по поводу нового контракта, оказалось, что он вообще собирался завершить футбольную карьеру и сконцентрироваться вокруг своей процветающей бакалейной лавки в Уолласи. Джордж Эллисон уговорил его играть за «Арсенал» — правда, с некоторыми уступками в его пользу. Так, Мерсер настаивал на том, что  в течение недели он будет жить и тренироваться в Ливерпуле со своей старой командой, а в пятницу, или в другой день, если потребуется, будет ездить в Лондон или в другой город, чтобы сыграть официальный матч за «Арсенал».

Уже позднее Джордж Мэйл комментировал: «Мерсер сам по себе отражал ситуацию в «Арсенале» в то время. Довольно измотанный, изношенный – как Восточная трибуна, которая в конце 40-ых явно нуждалась в покраске, но при этом уровень класса, мастерства – оставался по-прежнему высокий.» Появление бывшей звезды «Эвертона» оказало очевидный позитивный эффект на команду – взбодрило, оживило игроков. Рег Льюис вспоминал: «Джо заработал себе уважение на поле. У него были кривые ноги и шишковатые колени. Он едва мог бегать по-настоящему. Не думаю, чтобы у него вообще когда-либо была приличная скорость. Но он умел организовывать, умел общаться в раздевалке, напоминая мне Бобби Мура, который без особого труда выцарапывал мяч у соперника. Про Мерсера можно сказать, что великие защитники просто знают, что они делают, а Джо действительно был великим игроком.»

Джордж Эллисон и Мерсер решили, что он будет играть  на Хайбери 12 месяцев. Мерсер в итоге отыграл семь сезонов. «Джо играл практически до 40 лет», — рассказывал Лори Скотт. – «Тогда подобного прецедента еще не было в футболе. Каждую субботу он выходил на поле, и было понятно, что ему нравится быть капитаном «Арсенала».»

Беспрецедентная серия из 17 блестяще проведенных матчей на старте сезона 1947/1948 привела в итоге гунеров к их первому послевоенному титулу. К этому времени Джордж Эллисон, психологически истощенный требованиями футбольного менеджмента, ушел в отставку, а бразды правления принял еще один замечательный работник «Арсенала» — Том Уиттакер. Ведомый своими неутомимыми бомбардирами — Руком и Льюисом, «Арсенал» выходил на Хайбери, создавая на стадионе неповторимую карнавальную атмосферу.  На заключительный матч того сезона на Хайбери приехали очередные жертвенные ягнята – «Гримсби Таун».

Болельщик гунеров Джим Бэйнс вспоминает: «Арсенал» разгромил «Гримсби» 8-0, и на ребят из Гримсби было просто страшно смотреть. Футболисты «Арсенала» практически образовали очередь – из желающих поразить цель. Рук забил четыре мяча, затем «Арсенал» получил еще и право на одиннадцатиметровый. Мы сидели на «Лондри Энд» и видели, как игроки «Арсенала» устроили между собой игровую потасовку, решая кто будет исполнять пенальти. Джимми Лоджи отобрал мяч от Рука и потрепав его в шутку по голове, словно говоря: «Сколько можно? Ты уже и так забил достаточно!». Тут подошел Джо Мерсер, который еще ни разу не забивал за «Арсенал», играя в обороне. В качестве капитана он решил, что имеет право на удар. Но остальные говорили ему, что это не его дело. Зрители, тем не менее, кричали: «Мы хотим Джо, мы хотим Джо!»

Матч с «Гримсби» оказался последним в выдающейся карьере Мэйла. «В моих глазах были слезы, и в каком-то смысле я разочарован тем, что у меня не было возможности достойно попрощаться, поскольку болельщики «Арсенала» просто не знали о том, что это моя последняя игра. С другой стороны, уйти с поля, унося с собой очередной трофей – не самый плохой вариант завершения футбольной карьеры».

В 1950 году «Арсенал» ударно завершил десятилетие, переиграв на Уэмбли «Ливерпуль». И замечательно то, что оба гола в ворота ливерпульского голкипера Сирила Сидлоу забил в результате стремительных комбинаций Рег Льюис, который из-за войны пропустил значительную часть своей карьеры.

На протяжении этого кубка «Арсенал» не покидал Лондона, получая по жребию возможность до полуфинала играть дома, а в полуфинале клуб встретился с «Челси» на Уайт Харт Лэйн. Для Рега Льюиса победа в финале была своего рода компенсацией за потерянные военные годы. «Я люблю забивать, и тот день на Уэмбли был несомненно лучшим в моей жизни. Я вписал свое имя в историю, а мой клуб завоевал трофей. Об этом можно было только мечтать!» После финала газета «The Mail» предположила, что 1950-ые могли бы стать эпохой «Арсенала» Уиттакера также, как 1930-ые были эрой команд Чепмена и Эллисона.

История вкратце

  • В начале сезона 1946/1947 газета «the Islington Gazette» писала: «уже многие недели люди только об этом и говорят: «Арсенал» возвращается домой!»
  • К 1950 году на матчах гунеров зрители пели «Сниматься с якорей!»

Еще одним любимчиком трибун в поздние 1940-ые был д-р Кевин О’Фланаган (на фотографии), который выступал за сборную Ирландии по регби, а также — в спринте и прыжках в длину


Поделиться ссылкой Затвитить пост

Обсуждение

  1. gluphilipp

    Отметил для себя значение Кубка Англии в тот период. Если бы тогда Уиттакер забивал на кубок, как это делает мсье Арсен, то его, наверное, съели бы…

Комментарий

© 2009-2018 Меркурьев Иван

Проект arsenal-blog.ru не является коммерческим проектом. Все материалы, публикуемые на сайте, носят чисто информативный характер и не предназначены для коммерческого использования.

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Содержимое сайта защищено в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании материалов сайта активная гиперссылка на arsenal-blog.ru обязательна