RSS

Жизнь и эпоха Герберта Чепмена. Глава 4-3

Июл06
2014

Игра, которая действительно называлась Футболом

 

Футбольная Лига

 

Идея футбольной Лиги возникла у Уильяма Макгрегора, который перенес на футбол концепцию проведения чемпионата (определения иерархии) графства по крикету (Макгрегор был недоволен периодической отменой футбольных матчей и стремился обеспечить клубы гарантированным количеством игр). Крикет в то время безуспешно искал оптимальную систему начисления очков за выступления команд, но специалисты, задействованные в футболе, сразу же решили давать два очка за победу и одно очко за ничью. Более сложный и ломающий стереотипы принцип начисления очков, предложенный Джимми Хиллом, по которому выигравшей команде начисляется три очка, специалисты отвергли. Всему свое время, — этот принцип должен был выдержать проверку временем. Надо сказать, что в любом случае —  Макгрегор заслуживает место в ряду величайших деятелей футбола: именно он помог этой игре выжить и раскрыться в тот момент, когда она могла развалиться и исчезнуть.

В отличие от Алкока, Макгрегор не был особо выдающимся игроком своего времени. Он приехал из родного Пертшира (Шотландия) в Бирмингем и сразу же был покорен игрой «Астон Виллы» — ведь тогда в ней играли великолепные шотландцы и, прежде всего, вдохновенный и неповторимый Джордж Рэмзи.

Если Макгрегору выпало придумать футбольную Лигу, то Рэмзи – сделать «Астон Виллу» ее главной силой. Он переехал в Бирмингем в 1871 году и стал работать клерком на меднолитейном заводе. Через пару лет он увидел, как в общественном парке недалеко от величественного Астон Холла упражняются с мячом футболисты – члены библейского общества евангельской веслианской церкви. Рэмзи сначала попросился поучаствовать в тренировке, а потом поинтересовался – есть ли в команде свободные позиции. Игроки были приятно поражены его замечательной шотландской техникой — настолько яркой и отточенной, что в тот же вечером его сделали капитаном. Рэмзи мягко порекомендовал подкорректировать рудиментарный стиль игры, который он впоследствии описал так: «налетай на соперника и со всей силы пинай мяч». И как только футболисты научились играть в пас, «Вилла» сделала резкий качественный скачок и выиграла Большой Кубок Бирмингема в 1880 году.

Но Рэмзи получил серьезную травму и вынужден был прекратить игровую карьеру. Он увольняется с меднолитейной фабрики, чтобы стать секретарем «Виллы», и безусловно именно ему «Вилла» обязана последовавшим успехом. Всё началось с триумфа в розыгрыше Кубка Футбольной Ассоциации 1886-1887 годов, в котором блистал Арчи Хантер, главное приобретение Рэмзи. Хантер стал первым футболистом, забивавшем в каждом туре соревнования, — и это было только начало. В этот момент Макгрегор, который был уже членом Совета директоров клуба, понял, что новая профессиональная игра оказалась на перепутье. Клубы боролись за то, чтобы привлечь достаточно большую аудиторию к своим матчам (кроме игр на Кубок Футбольной Ассоциации), но сделать это было крайне сложно, так как эти игры проводились нерегулярно и особого спортивного смысла в них не было. К собранию клубов накануне финала Кубка 1888 года Макгрегор предложил организовать соревнование, в котором каждый клуб встречался бы с другими клубом дома и в гостях. В качестве названия такого соревнования Макгрегор предложил «Союз Ассоциации Футбола». Биллу Саделлу из «Престона» очень не понравилось слово «Союз», он считал, что возникнет путаница с регбийным союзом. Когда Саделл предложил «Футбольная Лига»,  Макгрегор нанес ответный «удар», отметив, что слово  «Лига»  слишком сильно ассоциируется с политикой: за несколько месяцев до этого (13 ноября 1887 года)  Ирландская Национальная Лига способствовала проведению демонстрации в Лондоне за самоуправление Ирландии, которая вылилась в то, что мы теперь называем Кровавым Воскресеньем. Трое были убиты и сотни ранены. Впрочем, с другой стороны политического спектра находилась «Лига подснежника» — консервативный союз, основанный в 1883 году в честь Бенджамина Дизраэли (подснежник – любимый цветок Дизраэли, английского премьер-министра, умершего в 1881 году). Этот союз был сформирован для того, чтобы «поддерживать Бога, Королеву и консервативную политику.» Макгрегор, приводя в пример ирландскую Лигу, забыл про «Лигу подснежника», которая «нейтрализовала»  отношение британцев к самому термину «Лига», таким образом — данное название и закрепилось за новой футбольной организацией. В ответ Футбольная Ассоциация объявила о том, что в следующем сезоне 22 клуба будут освобождены от участия в первых раундах кубкового состязания (что давало им возможность активно участвовать в это время в матчах Лиги). Таким образом, соревнования – чемпионат Лиги и Кубок Футбльной Ассоциации стали интегрированными, они составили единое целое английского футбольного сезона, и конечно же — принцип кубковой системы – игры «на вылет» придавал сезону неповторимый колорит.

Преемниками «Престона» на престоле английского футбола ненадолго стал «Сандерленд», но уже в следующем году «Вилла» начала заявлять о себе, завоевав пять чемпионских титулов в семи сезонах, да еще дважды выиграв Кубок Футбольной Ассоциации. В сезоне 1896/1897 «Вилла» сделала золотой Дубль, и у девятнадцатилетнего Герберта Чепмена была возможность прочитать во всех подробностях о блестящем выступлении команды из Бирмингема, когда в классическом финале Кубка, где «Вилла» сразилась с «Эвертоном», бирмингемцы уже к 26-ой минуте забили 5 мячей в ворота соперников (на которые те в итоге ответили лишь двумя), и при этом – в тот же самый день «Вилла» за три тура до конца чемпионата стала его победителем после того, как «Дерби» — единственная команда, которая могла догнать ее, не смогла переиграть своего соперника.  Летом того года три футболиста «Виллы» перешли в «Селтик», но, несмотря на это, Рэмзи сумел перестроить заново команду, и через год она вновь два раза подряд стала чемпионом Лиги. Еще один чемпионский титул «Вилла» завоевала в 1910 году – к тому времени Герерт Чепмен уже начал свою тренерскую карьеру в команде «Нортхэмптон Таун».

После завершения игровой карьеры Рэмзи практически постоянно до 1926 года выполнял функции секретаря клуба (секретарь клуба в те времена осуществлял примерно те же функции, что и современные главные тренеры команд). В тот год «Вилла» дошла до пятого раунда Кубка Футбольной Ассоциации, где после переигровки их выбил «Арсенал» Герберта Чепмена. А в чемпионате Футбольной Лиги «Вилла» заняла достаточно почетное шестое место. Чепменский «Арсенал» был вторым, пропустив на верхнюю строчку «Хаддерсфилд Таун», который в боевом состоянии оставил Чепмен. Как и один очень знаменитый ныне тренер, Рэмзи ушел с поста секретаря в возрасте 71 года, став вице-президентом клуба. Время «Астон Виллы» — а этот период считается золотой эрой  в истории команды — закончилось, другой клуб должен был выйти на небосклон английского футбола. Для Герберта Чепмена планка тренерского мастерства была вполне понятна – перед его глазами «Вилла» Джорджа Рэмзи побила рекорды «Престона» Билли Саделла и «Сандерленда» Тома Уотсона, перед которым друг Чепмена, Кэттон, всегда снимал шляпу в знак признательности перед стабильной успешной футбольной деятельностью.

Но не только тренерский талант Рэмзи вдохновлял Герберта Чепмена. Чепмен не мог не заметить масштаб «Виллы», который был достигнут при непосредственном влиянии Фреда Риндера, работавшего в местных государственных фискальных органах. Риндер стал финансовым секретарем «Виллы» — именно ему принадлежит идея установки турникетов, как средства повышения доходов.

Однако, стадион в Перри Барр, куда переехала «Вилла», был далеко не того масштаба, которого требовал клуб, постоянно нацеливавшийся на трофеи. В результате в 1893 году на кубковый матч с «Престоном» прорвалось порядка 27,000 зрителей, к чему стадион никак не был готов – ситуация была близка к катастрофической, в связи с чем на подмогу конной полиции, не справлявшейся с наведением порядка, был вызван специализированный кавалерийский отряд. Через два года клуб возвратился в Астон, чтобы превратить местный парк развлечений «Лоуэр Граундс» в самый роскошный футбольный стадион того времени. Новый стадион открылся через неделю после того, как «Вилла» досрочно сделала золотой дубль, и конечно же в день открытия — на матче с «Блэкберн Роверс» — он был забит до отказа, что означало присутствие 40,000 зрителей. Аншлаги на стадионы «Виллы» вошли в традицию, причем даже в 1970 году, когда команда вылетела аж в Третий дивизион, средняя посещаемость стадиона все равно доходила до 27,000 – что было больше, чем у какой-либо другой команды Второго дивизиона, и больше, чем у девяти клубов Первого дивизиона. Макгрегор мог бы гордиться этим. Дети и внуки первых болельщиков «Виллы» передавали свою преданность любимой команде по наследству как своеобразную эстафету. На футбольном поле и вне его «Вилла» показала футбол будущего, который должен был понять, подхватить и развить Герберт Чепмен.

 

 


Поделиться ссылкой Затвитить пост

Комментарий

© 2009-2018 Меркурьев Иван

Проект arsenal-blog.ru не является коммерческим проектом. Все материалы, публикуемые на сайте, носят чисто информативный характер и не предназначены для коммерческого использования.

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Содержимое сайта защищено в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании материалов сайта активная гиперссылка на arsenal-blog.ru обязательна