Одна из песен «Машины Времени» навеяна этим фильмом.
Это изумительная, щемящая история, написанная драматургом и прозаиком Александром Вампиловым.
Я читал Вампилова, у него не самый простой слог, и я не думаю, что у него были шансы стать классиком без того, чтобы его произведения не ставились.
И Виталий Мельников сделал из сложной пьесы (написанной как комедия) фильм, который задел каждого. Премьера картины состоялась по первому каналу в 1976 году, и, по моим ощущениям, вторая серия (показанная на следующий день после первой в 19-55) собрала аудиторию, сравнимую со Штирлицем. Настолько людей задела серия первая.
Я смотрел этот фильм 40 лет назад, 30 лет назад, 20 лет назад и вчера, осенью 2016 года. И каждый раз я нахожу что-то новое.
Из этой картины когда-то вся страна узнала Боярского и Караченцова.
Но актерской арматурой фильма выступает величайший Евгений Леонов
Вампилов, конечно, гений. Но и Мельников – тоже.
Ведь в творчестве Вампилова государство что-то подозревало и поэтому печатало «Старшего сына» (да и всё остальное вампиловское) крайне скупо и, в основном, по задворкам.
А фильм Мельникова был показан по первому каналу. Я думаю, дело в том, что режиссер просто сумел обмануть цензоров. Он дал в фильм эмоции, которые, на первый взгляд, не опасны. И 40 лет назад я смотрел фильм как комедию, 30 лет назад – как просто историю, и только 20 лет назад – уже как повод для серьезного раздумья. Ну, а уж вчера…
Я помню (!), как моя мать после первого показа, в 1976 году, спросила меня, подростка:
— Ну как тебе фильм?
— Нормально, – ответил я.
— И про что он?
— Про то, что обманывать нехорошо.
— Ну, он ничего не понял, — грустно сказала она, повернувшись к отцу.
Так, а я и не мог понять тогда. И через 10 лет – тоже.
Но фильм-то мне нравился всегда, и во все времена я находил в нем что-то своё.
Не это ли признак НАСТОЯЩЕГО?
В 1979м Мельников снял еще один совершенно гениальный фильм по Вампилову – «Отпуск в сентябре».
Александр Вампилов всегда говорил не об успехах партии или колхозов, а о людях, их желаниях и их мотивации. Это была драматургия «с человеческим лицом».
Но Вампилов не получил при жизни настоящей известности.
Мельников же вошёл с творчеством Вампилова в каждый дом. Где до него была только программа «Время», «Ленинский университет миллионов», «Комсомольцы-добровольцы», «Карнавальная ночь» и изредка – политические детективы.
Поэтому-то вся страна и смотрела вторую серию. Про первую никто просто не знал, ЧТО это.
Вампилов утонул в озере Байкал за два дня до своего 35-летия, в 1972 году.
Виталий Васильевич Мельников (1928 г.р.) жив, и дай ему Бог здоровья, великому фотографу эпохи.
Если вам понравится «Старший сын», можете смело смотреть все картины Виталия Васильевича.
Обалденный фильм. Один из любимых.
Отличное кино. Посмотрел в википеди список фильмов этого (мне мало известного) режиссёра и был удивлён, что половину его работ я видел. Из последних — «Бедный, бедный Павел» и «Агитбригада «Бей врага!»», советую.
Да, необычайно проникновенный фильм. Как ни удивительно, смотрел его первый (и пока единственный) раз лишь пару лет назад. Оставил сильное впечатление. При оказии непременно пересмотрю.
Спасибо за рекомендацию этого замечательного фильма!!!
Отпуск в сентябре стоит на очереди в просмотре. После данного текста если не первый, то второй точно на просмотр. Кстати, к отпуску перешел от В четверг и больше никогда(Утиная охота).