RSS

Гунерский дневник ЧМ. Часть 22.

Авг09
2010

Турнир закончен.

Мое решение болеть за Испанию в финальном матче было в конечном счете основано на том, что такой циничный игрок, как Марк ван Боммель, не должен носить медаль победителя Кубка Мира. Практически ничего в 120 минутах этого матча не убедило меня, что я сделал неправильный выбор. У меня было ощущение, что Германия уже отыграла свои лучшие матчи до поражения испанцам в полуфинале. А также, что Уругвай по ходу турнира не встречался с командами топ-уровня до своего поражения Голландии. Так что, хотя, возможно финал Германия – Голландия, был бы более привлекательным с исторической точки зрения, тем не менее, было абсолютно правильно, что в финале выступила Испания, и что она завоевала Кубок. Испания доминировала во всех своих матчах, включая единственную игру, в которой она проиграла – со Швейцарией, даже если при этом ее результативность оставляла желать лучшего.

Финалы Кубков Мира редко когда представляют собой классический показательный матч в полном смысле этого слова. Ставки настолько высоки, что осторожность и прагматизм неизбежно ставятся во главу угла во время наиважнейшей встречи.
Последний действительно образцовый финал, который я помню, состоялся в 1986 году.
Финал 2010 года был во многом похож на недавно прошедшие финалы с минимальным количеством голевых моментов. Возможно, футболисты изрядно устают к заключительной игре, хотя в конечном счете усталость должна скорей означать открытую игру. Если бы игра была бы по времени короче и начиналась, скажем, сразу же с 45-ой минуты, то и взгляд на нее был бы совсем иной. Как бы там ни было, лучшая команда победила, хотя голландцы и будут вспоминать шанс Арьена Роббена в начале второго тайма – когда трофей выскользнул из их рук. Я был уверен, что он забьет, но этот момент подтвердил, почему Мануэль Альмуниа никогда не упоминался даже как претендент на место в воротах национальной сборной Испании. Если Арсену Венгеру требуется пример подтверждения класса голкипера топ-уровня, ему достаточно просмотреть эту игру.

Относительно «Арсенала» — клуб был представлен одним игроком в каждой из сборных в финальном матче. Робин ван Перси был на голодном пайке, получая крайне мало передач от партнеров — видимо, тактика голландцев была рассчитана на прорывы Роббена, чтобы обойти создаваемые защитниками искусственные офсайды. Сеск Фабрегас вышел за пять минут до конца основного времени, мог забить сам, но в итоге сделал голевой пас, после которого и был забит победный гол. Сеск будет ощутимой потерей, если «Барселона» найдет все-таки деньги на реализацию его желания переехать на Родину. Было в высшей степени иронично, что голландцы предъявляли претензии арбитру по поводу нарушения правил в их пользу при возникновении голевой атаки испанцев – учитывая, что они нарушали правила практически всю игру.

Как бы там ни было, достаточно о финальном матче.
Я намеревался написать здесь в целом о месяце футбола в Южной Африке. Было любопытно услышать критическое замечание в адрес турнира от Марка Брайта на BBC – что среди зрителей было недостаточно темнокожих болельщиков. По его оценкам темнокожая часть аудитории составляла около 10% от общего числа зрителей. Могу сказать, что это расходится с моим личным опытом – по моим оценкам, среди зрителей было не менее 20% темнокожих болельщиков. Брайт считает, что гораздо больше билетов на матчи, которые не были распроданы, можно было бы отдать местному населению. Фактически так и происходило, судя по числу школьников, которых я видел в их специфичной форме на матчах группового этапа, особенно в Нельспруите и Рустенбурге. Возможно, это пример того, как журналисты получают неполную картину происходящего, поскольку, будучи на турнире, они живут отдельно и воспринимают турнир по-другому. Цены на билеты были слишком высокими, чтобы многие смогли бы приобрести их, но в четвертой категории, забронированной для Южной Африки, билеты были такими, какими они и должны быть на Кубке Мира.

Один из моих друзей, который хотел посетить турнир, но не смог себе этого позволить из-за дороговизны, сказал, что мой взгляд на Южную Африку был слишком сильно приукрашен в розовые тона. Он обратил внимание на то, что обитатели трущоб в тех районах, где туристы могли пересекаться с ними, были выселены на время проведения турнира, чтобы приезжие не засвидетельствовали всю мерзостность их существования. Несмотря на то, что безусловно так оно и было, я думаю, что вряд ли само население Южной Африки хотело продемонстрировать негативные стороны ситуации в своей стране. Несомненно, там существует множество проблем, но все-таки превалирующая атмосфера во время турнира соответствовала тому, что всё это общество принимало мировой футбольный праздник, длившийся целый месяц, и жители этой страны искренне хотели, чтобы гости турнира хорошо провели время. И вспоминая о том позитивном духе, который я ощущал там, вряд ли я буду тем, кто отравляет настроение другим. Я действительно считаю, что пока вы не окунулись в атмосферу турнира, вы не получите подлинной картины этого события, того значения, которое оно имеет для страны-организатора, и вряд ли поймете, почему для Южной Африки так важно, чтобы у гостей сформировалось позитивное впечатление о турнире.

Это к разговору о том – какое наследие оставляет этот турнир. Конечно, в наследие входят и большие стадионы, которые редко когда будут заполняться. Более существенно – на внутреннем уровне – улучшение инфраструктуры, которое повлечет за собой расширение некоторых транспортных магистралей, где сегодня образуются серьезные пробки. На внешнем уровне – репутация страны, где опасность является национальной особенностью, должна быть пересмотрена. Кубок Мира не стал криминальным, как многие этого боялись.

Есть некоторые аспекты Южной Африки – 2010, которые останутся в памяти. Главная особенность – вувузелы. Вы или любите их, или ненавидите , но, как живой свидетель, могу сказать, что они весьма оживляют скучные матчи, которые случались на этом турнире. Иногда звучание становилось почти оркестровым, организованным, и тогда мощный чистый звук прорывался через языковые барьеры, поскольку вувузелами пользовались как местные жители, так и гости турнира. В этом смысле сообщество людей на стадионе, единый оркестр смотрелся и слушался просто великолепно. В этой атмосфере, создаваемой болельщиками, легко можно было пережить недраматичные игры с плохой результативностью. А с точки зрения британского телезрителя, скорее всего, турнир принес разочарование.

То, что было всего лишь несколько результативных матчей и что большинство команд придерживались осторожной тактики, стало препятствием для комфортного просмотра. Многие ведущие футболисты не смогли продемонстрировать свою лучшую игру. И у вас определенно складывается впечатление, что для многих болельщиков клубный футбол более важен. Конечно, в крупных национальных лигах футбольный стандарт выше, чем то, что мы увидели в Южной Африке.
Несмотря на то, что вылет Франции и Италии был шоком для болельщиков, лично для меня наибольшим сюрпризом стал коллапс Бразилии в матче с голландцами. Я был убежден, что команда Дунги хорошо укомплектована, но в футболе всегда есть вероятность непредсказуемого результата – в конце концов, это и делает данную игру столь захватывающей.

Ну и конечно, осьминог Пауль. Как бы я полюбил телеканал «Скай ТВ», если бы они выгнали Джейми Рэднаппа и вместо него взяли в штат восьминогого, рожденного в Веймуте, эксперта! Насколько бы тогда выросло качество анализа и предвидения…
Я вел этот дневник, чтобы прежде всего делиться своими впечатлениями от турнира – как непосредственного свидетеля происходящего. Поэтому далее, в начале июля, после возвращения в Англию, я приостановил ведение дневника (хотя турнир еще продолжался). Большое спасибо всем тем, кто благодарил меня за мои путевые заметки, и я не могу не воспользоваться еще одним шансом, чтобы высказать мою искреннюю благодарность южноафриканским гунерам, которые выказали удивительное гостеприимство в их прекрасной стране – Харву, Яну, Мартину и Иарлу.

При просмотре финального матча мой сын спросил – будет ли финал в 2084 году. По-моему, он пытался высчитать – сколько финалов ему удастся посмотреть. По моим расчетам, Кубок Мира состоится не в 2084, а в 2082 или в 2086 годах. Но дело не в этом, — это дало мне повод поразмышлять над тем, что мы можем измерять нашу жизнь финалами Кубков Мира. Вряд ли я буду свидетелем турнира в 2082 году, сможет ли увидеть тот финал мой сын – никому неизвестно. Первый финал, который я помню, был в 1974 году, так что за плечами у меня уже 10 финалов, причем пять из них я смотрел вживую.

Я сильно сомневаюсь, что смогу увидеть еще 10 финалов. Возможно – шесть или семь. Поэтому, иногда по окончанию того или иного Кубка Мира мне становится немного грустно. Это показатель того, что время неизбежно течет, уходит, ускользает. Единственное, о чем мы может просить у этих турниров – это насыщение нашей эмоциональной памяти. Они должны оставаться в памяти, запоминаться. И я счастлив, что оказался в Южной Африке, потому что многое из того, что я увидел, навсегда отпечаталось в моей памяти. Возможно, что южноафриканский Кубок Мира не был образцовым финальным турниром с точки зрения качества футбола, но лично для меня это был великолепный жизненный опыт – тот самый опыт, ради которого, в конце концов, и стоит жить.


Поделиться ссылкой Затвитить пост

Комментарий

© 2009-2018 Меркурьев Иван

Проект arsenal-blog.ru не является коммерческим проектом. Все материалы, публикуемые на сайте, носят чисто информативный характер и не предназначены для коммерческого использования.

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Содержимое сайта защищено в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании материалов сайта активная гиперссылка на arsenal-blog.ru обязательна