RSS

Айн Рэнд. Цитаты

Сен11
2012

В последнее время появилось несколько материалов футбольных блоггеров на темы социализма. Например, Эссе о вреде социализма, в котором упоминается роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».

И у нас на блоге идёт дискуссия о том, нужно ли внедрить социализм в АПЛ.


Для того чтобы понять про себя, социалист вы или капиталист, нужно прочесть этот роман.

Он очень объемный, но это эпохальное произведение, повлиявшее на умы десятков миллионов человек. К примеру, нынешний кандидат в вице-президенты США от республиканцев Пол Райн является приверженцем Айн Рэнд.


«Атлант расправил плечи» я прочитал не так давно. И оказалось, что в этой книге собрано то, о чем я много лет думал.

Я даже до этого мнил, что результат моих жизненных раздумий должен выразиться во что-то отдельное, большое и глобальное. Написанное МНОЮ ВПЕРВЫЕ за все время существования человечества.

Реальность оказалась намного прозаичнее: всё то, о чем я думал, но еще не был в состоянии это сформулировать и систематизировать – уже давно написано.


В этой книге написано не только то, о чем я думал. Но и всё то, о чем я еще только собирался думать.

В ней со страшной жесткостью описана судьба тех, кто хочет сделать свою жизнь лучше, опираясь только на свои способности и знания.

В ней описано, что станет с теми, кто считает профессионализм – блажью, и с теми, кто считает общественное невежество – благом.


В этой книге – миллион мыслей.

Если вы её ещё не читали, то я вам по-черному завидую – вам всё это еще предстоит.


В качестве разогрева публикую мой личный цитатник из книги «Атлант расправил плечи». (Atlas Shrugged).


Те, кто ещё  только собирается прочитать книгу — не волнуйтесь.

Цитатник сделан так, что вы не то, что не узнаете конец истории, но даже и не поймёте, о чем вообще речь в сюжетной линии.


Все те, кто будет согласен со смыслом цитат, могут не сомневаться – они похожи на капиталистов. Но для полной ясности надо прочитать роман.


Ну и прежде, чем вы окунетесь в мысли американского философа русского происхождения, я сообщу вам год издания книги — 1957.

______________________________________________________________________

…в жизни имеет значение лишь одно — насколько хорошо ты делаешь свое дело. Больше ничего. Только это. А все остальное приложится. Это единственное мерило ценности человека. Все те моральные кодексы, которые тебе навязывают, подобны бумажным деньгам, которыми расплачиваются мошенники, скупая у людей нравственность. Кодекс компетентности — единственная мораль, отвечающая золотому стандарту….

..Я никогда не пользовалась особой популярностью в школе, и меня это не особо волновало, но теперь я поняла причину. Причина просто невероятна: меня недолюбливают не потому, что я все делаю плохо, а потому, что я все делаю хорошо. Меня не любят потому, что я всегда была лучшей ученицей в классе. Мне даже не нужно учиться. Я всегда получаю отличные оценки. Может быть, для разнообразия начать получать двойки и стать самой популярной девушкой в школе?

…..Невозможно управлять невинными людьми. Единственная власть, которую имеет любое правительство, — это право применения жестоких мер по отношению к уголовникам. Что ж, когда уголовников не хватает, их создают. Столько вещей объявляется криминальными, что становится невозможно жить, не нарушая законов. Кому нужно государство с законопослушными гражданами? Что оно кому-нибудь даст? Но достаточно издать законы, которые невозможно выполнять, претворять в жизнь, объективно трактовать, — и вы создаете государство нарушителей законов и наживаетесь на вине…..

….Человек, привлеченный к суду, может оправдывать себя  только  тогда,  когда судьи осознают  объективные принципы справедливости, принципы, защищающие  его права, которые они не могут нарушить и к которым он может призывать. Закон, по которому вы меня судите, гласит, что у меня нет никаких прав, что не существует никаких принципов и что вы можете сделать со мной все, что пожелаете. Что ж, действуйте…..

..Всякий, кто боится нанять на работу лучшего специалиста, ничего не стоит в деле, которым занимается, и должен бросить его. По-моему, предприниматель, отвергающий специалистов за то, что они слишком хороши, омерзительнее всех на свете.

..Люди бывают прокляты в разной степени, но самое страшное, вечное проклятие ждет ученого, который ставит свой талант на службу хаму…

….В мире, где разум объявляется фикцией, где признается моральное право управлять посредством грубой силы, угнетать знание в интересах невежества, жертвовать лучшими ради худших, — в таком мире лучшее должно выступить против общества и стать его смертельным врагом….

…..Сознание есть то, что вы называете душой или духом, а то, что вы называете свободной волей, есть свобода выбора, предоставленная вашему разуму, — свобода думать или не думать; лишь в этом вы вольны, лишь в этом свободны, этот выбор определяет выбор во всем остальном, определяет вашу жизнь и ваш характер…..

Мисс Таггарт, знаете ли вы отличительную черту посредственности?  Негодование из-за  успеха  другого.  Эти обидчивые бездари трясутся над тем, как бы их кто не обскакал. Они и понятия не имеют, какое одиночество появляется, когда достигаешь вершины. Им чуждо это чувство тоски, когда так хочется увидеть … разум,  достойный  преклонения,  и  достижение,  которым можно восхищаться. Они скалятся на тебя из своих крысиных нор, полагая, что тебе нравится затмевать их своим блеском, а ты готов отдать год жизни, чтобы увидеть хоть проблеск таланта  у них самих. Они завидуют великому свершению, и в их понимании величие — это мир, где все люди заведомо бездарней их самих. Они даже не осознают, что эта мечта — безошибочное доказательство их посредственности, потому что человеку воистину великому такой мир просто противен. Им не дано понять, что чувствует человек, окруженный посредственностью и серостью. Ненависть? Нет, не ненависть, а скуку — ужасную, безнадежную, парализующую скуку…..

….Вы никогда не задумывались, что является источником благ? Взгляните на электростанцию и попробуйте представить, что она была создана мышцами и кулаками не умеющих мыслить дикарей. Попробуйте вырастить пшеницу без знаний, накопленных и переданных вам далекими предшественниками, которые первыми сумели окультурить злаки! Попробуйте добыть себе пропитание, не прилагая ничего, кроме физических усилий, и вы очень быстро осознаете, что только человеческий разум является источником всех произведенных на земле благ, источником всех богатств.

Но вы утверждаете, что деньги созданы сильными за счет слабых? О какой силе вы говорите? Очевидно, что это’ не сила кулаков или оружия. Богатство — это результат умения человека мыслить. В противном случае получается, что деньги созданы изобретателем двигателя за счет тех, кто не умеет изобретать. Получается, что деньги придуманы умным за счет дураков? Тем, кто может, за счет тех, кто не может? Движущимися к цели за счет бездельников? Прежде чем деньги можно будет отнять или выпросить, они должны быть созданы трудом честного человека в соответствии с его возможностями.

Честным я называю того, кто осознает, что не имеет права потреблять больше, чем производит.

Товарообмен посредством денег — вот закон чести людей доброй воли. В основе денег лежит аксиома, что каждый человек — единоличный и полновластный господин своего разума, своего тела и своего труда. Именно деньги лишают силу права оценивать труд или диктовать на него цену, оставляя место лишь свободному выбору людей, желающих обмениваться с вами плодами своего труда. Именно деньги позволяют вам получить в награду за свой труд и его результаты то, что они значат для тех, кто их покупает, но ни центом больше. Деньги не признают иных сделок, кроме как совершаемых сторонами без принуждения и со взаимной выгодой. Деньги требуют от вас признания факта, что люди трудятся во имя собственного блага, но не во имя собственного страдания, во имя приобретения, но не во имя потери, признания факта, что люди не мулы, рожденные, чтобы влачить бремя собственного несчастья, — что вы должны предлагать им блага, а не гноящиеся раны, что естественными взаимоотношениями среди людей является обмен товарами, а не страданиями. Деньги требуют от вас продавать не свою слабость людской глупости, но свой талант их разуму. Деньги позволяют приобретать не худшие из предложенных вам товаров, а лучшее из того, что позволяют ваши средства. И там, где люди могут свободно вступать в торговые взаимоотношения, где верховным судьей является разум, а не кулаки, выигрывает наилучший товар, наилучшая организация труда, побеждает человек с наивысшим развитием и рациональностью суждений, там уровень созидательное™ человека превращается в уровень его возрождения. Это моральный кодекс тех, для кого деньги являются средством и символом жизни. Видимо, это, по-вашему, источник всех бед?

Но сами по себе деньги — лишь средство. Они приведут вас к любой цели, но не заменят вас у штурвала. Деньги удовлетворят ваши стремления и желания, но не заменят вам цель и мечту. Деньги — бич для тех, кто пытается перевернуть с ног на голову закон причин и следствий, для тех, кто жаждет подменить разум кражей достижений разума.

Деньги не купят счастья тому, кто сам не знает, чего хочет. Деньги не построят систему ценностей тому, кто боится знания цены; они не укажут цель тому, кто выбирает свой путь с закрытыми глазами. Деньги не купят ум дураку, почет — подлецу, уважение — профану. Если вы попытаетесь с помощью денег окружить себя теми, кто выше и умнее вас, дабы обрести престиж, то, в конце концов, падете жертвой тех, кто ниже. Интеллигенты очень быстро отвернутся от вас, в то время как мошенники и воры столпятся вокруг, ведомые беспристрастным законом причин и следствий: человек не может быть меньше, чем его деньги, иначе они его раздавят. Видимо, это, по-вашему, корень зла?

Унаследовать богатство достоин лишь тот человек, который способен сам создать его, независимо от того, начинает он с нуля или нет, и который поэтому не нуждается в богатстве. Деньги будут служить наследнику, если он будет сильнее, чем они, в противном случае они его уничтожат. И вы, увидев это, закричите, что деньги развратили его. Они ли? Не он ли сам развратил свои деньги? Бессмысленно завидовать никчемному наследнику; его богатство — не ваше, и вы не сможете извлечь из него пользы. Бессмысленно мечтать или требовать, чтобы его наследство было разделено с вами, — в реальном мире порождение пятидесяти паразитов вместо одного не сможет вернуть жизнь тому символу, которым был капитал, созданный гением. Деньги — живая сила, они задыхаются без корней. Деньги не будут служить разуму, который недостоин их силы. Видимо, поэтому вы ненавидите деньги? Деньги — еще и средство вашего выживания. Приговор, который вы вынесете источнику собственного благополучия, будет приговором вашей собственной жизни. Оскверняя этот источник, вы предаете собственное существование. Вы получаете деньги обманом? Потворствуя людским порокам или глупости? Любезничая с глупцами в надежде получить больше, чем позволяют ваши истинные способности? Поступаясь своими принципами? Выполняя работу, которую ненавидите, для тех, кого презираете? Если так, эти деньги никогда не принесут вам ни одного мгновения радости. Все, что вы на них купите, обернется для вас позором, а не достижением. И тогда вы в ужасе закричите, что деньги отвратительны и порочны. Отвратительны потому, что не стали источником вашего самоуважения. Порочны потому, что позволили вам насладиться собственной развращенностью. Видимо, поэтому вы ненавидите деньги?

Деньги всегда останутся лишь следствием, они никогда не заменят вас как причину. Деньги — продукт нравственности, но они не сделают вас нравственными, не исправят ваши пороки, не искупят ваши грехи. Деньги не дадут вам того, чего вы не заслуживаете, — ни в материальном мире, ни в духовном. Видимо, поэтому вы ненавидите деньги?

Но может быть, вы считаете, что не сами деньги, а любовь к ним — источник всех бед и корень зла? Любить что-либо значит понимать и принимать природу этого. Любить деньги — значит понимать и принимать тот факт, что именно они пробуждают в вас лучшие силы, стремления и желание обменять свои достижения на достижения лучших из людей. Человек, который кричит изо всех сил о своем презрении к деньгам, но в то же время готов продать душу за пять центов, ненавидит деньги. Человек, который готов ради них трудиться, любит деньги. Сказать вам, как разобраться, откуда у них деньги? Человек, проклинающий деньги, получил их нечестно, человек, уважающий деньги, заслужил их.

Уходите без оглядки от любого, кто скажет вам, что деньги — зло. Эти слова — колокольчик прокаженного, лязг оружия бандита. С тех пор как люди живут на земле, средством общения для них были деньги, и заменить их в качестве такого средства может только дуло автомата.

Но деньги, если вы все-таки решитесь создавать или сохранять их, потребуют от вас высочайших способностей. Те, в ком нет мужества, гордости и самолюбия, те, кто не чувствует своего морального права на собственные деньги и поэтому не собирается защищать их так, как защищают свою жизнь, те, кто готов извиниться за свое богатство, — все они не сохранят свой капитал. Они — естественный корм для бесчисленных свор бандитов, всегда таящихся в тени где-то поблизости и мгновенно бросающихся вперед при первом же легком запахе падали — человека, который умоляет простить его за то, что у него много денег. Бандиты немедленно постараются освободить его от чувства вины — и от жизни, если он будет с чем-то не согласен.

Очень скоро вы увидите, как они расплодятся — люди с двойной моралью, — те, кто живет за счет силы, но питается из рук тех, кто живет торговлей. Бандиты не сомневаются, что люди, умеющие производить, наполнят их награбленные деньги ценностью. В моральном обществе они — уголовники, и законы этого общества направлены на то, чтобы защитить вас от них. Но когда общество говорит «да» бандитизму, уголовники становятся авторитетами морали, преступниками по праву, которые видят, что грабить беззащитных людей абсолютно безопасно, потому что есть закон, обезоруживающий последних, — тогда деньги превращаются в мстителя для тех, кто их создал. Но добыча уголовников становится приманкой для бандитов следующего уровня, которые, в свою очередь, опираясь на ту же мораль, отнимут у них награбленное. И начинается гонка, но не тех, кто создает самое лучшее, а тех, кто превосходит остальных в жестокости. Когда насилие является нормой, убийца легко одержит верх над карманником, и общество погибнет во всеобщей бойне.

Хотите знать, насколько близок этот день? Обратите внимание на деньги.

Деньги — барометр состояния общества. Если вы видите, что взаимоотношения в обществе осуществляются не на основе добровольного согласия сторон, а на основе принуждения; если вы видите, что для того, чтобы производить, требуется разрешение тех, кто ничего никогда не производил; если вы видите, что деньги текут рекой не к тем, кто создает блага, но к тем, кто создает связи; если вы видите, что те, кто трудится, становятся с каждым днем беднее, а вымогатели и воры — богаче, а законы не защищают первых от последних, но защищают последних от первых; если вы видите, что честность и принципиальность равносильны самоубийству, а коррупция процветает, — знайте: это общество на краю пропасти. Деньги — слишком благородный посредник, чтобы вступать в спор с автоматом, чтобы заключать сделки с жестокостью и порочностью. Именно деньги не позволят стране существовать, если в ней идея собственности смешалась с идеей награбленного.

В какое бы время среди людей ни появлялись разрушители, они начинали с уничтожения денег, поскольку именно деньги являются защитой от произвола, основой моральной устойчивости общества. Разрушители первым делом изымают у населения золото, подменяя его кучей бумаги, не имеющей объективной ценности. Этим они уничтожают свободную систему ценностей и бросают людей в пучину беззакония, на милость тех, кто считает себя вправе устанавливать ценности. Золото — это объективная ценность, эквивалент создаваемых благ. Бумажные деньги — это отражение богатства, которого еще нет, они существуют только благодаря оружию, направленному на тех, от кого требуют создать во имя отражения сам предмет. Бумажные деньги — это чек, выписанный вам ворами в законе на счет, который им не принадлежит: на достоинство своих жертв. Но наступит день, когда чек вернется к ним обратно со штампом: счет исчерпан!

Если вы провозгласили источник своего существования злом, не рассчитывайте, что люди останутся добрыми. Не рассчитывайте, что они будут моральны и согласятся пожертвовать собой, чтобы накормить тех, кто аморален. Не рассчитывайте, что они будут производить, в то время как производство наказывается, а бандитизм вознаграждается. Не спрашивайте: «Кто разрушает этот мир?» Вы его разрушаете.

Кровь, кнут, оружие — или доллар. Делайте выбор! Другого не дано! И времени на раздумье почти не осталось…


Поделиться ссылкой Затвитить пост

21 комментарий

  1. anuar_ars

    Смотрел в прошлом году фильм. Вроде неплохой. Теперь обязательно нужно прочесть книгу

    • serejka

      Фильм ужасный. Снят бездарями с участием бездарных актеров. Такой материал, да в руки какого-нибудь Кристофера Нолана. Вот это был бы фильм. Все Годфазеры припадут на колени.

  2. Andre
    Andre

    Кнут, оружие и доллар вполне гармонично существуют друг с другом. Заблуждение считать, что в мире заведено по-другому. Имхо.

  3. af02
    af02

    У меня есть друг, с которым мы в юности рассуждали о мировой победе коммунизма как русской национальной идее. 10 лет спустя именно он рекомендовал мне Атланта. Не могу представить более яркой иллюстрации тезису: «Кто не был социалистом в молодости, у того нет сердца, а кто остался социалистом в старости, у того нет ума».

  4. Avstral
    Avstral

    Кстати есть большие сомнения по поводу отношения Райана к Ранд.

    In April 2012, after receiving criticism from Georgetown University faculty members on his budget plan, Ryan rejected Rand’s philosophy as an atheistic one, saying it «reduces human interactions down to mere contracts.»[38] He also called the reports of his adherence to Rand’s views an «urban legend» and stated that he was deeply influenced by his Roman Catholic faith and by Thomas Aquinas.[39] Yaron Brook, president of the Ayn Rand Institute, maintains that Ryan is not a Rand disciple, and that some of his proposals do not follow Rand’s philosophy of limited government; Brook refers to Ryan as a «fiscal moderate.»[40]

    http://en.wikipedia.org/wiki/Paul_Ryan

  5. intelservice
    intelservice

    Прочитать стоит. Каждый должен сделать свой вывод. Для себя сделал вывод — слишком много спорных моментов

  6. maksik
    maksik

    немного нечестно надёргать цитат из красноречивой книги и на основе мнения о них провозглашать кого-то социалистом/капиталистом. Потому как, я уверен, красивых цитат можно надёргать и из «Моей борьбы».

    • Mercuriev
      Mercuriev

      Вы очень невнимательны — речь шла самоидентификации.

      • maksik
        maksik

        А в чём принцпиальная разница идентификации и самоидентификации? Разве это не частный случай?

        • Mercuriev
          Mercuriev

          Либо ты идентифинцируешься самостоятельно, либо тебя КТО-ТО идентифицирует.
          То есть, либо вы выбираете клуб, за который болеть, либо вам его определяют. Есть разница?)

          • maksik
            maksik

            я к тому, что «провозглашать кого-то» из моего первого комментария означает и «провозглашать себя» в том числе. И опять: делать это на основе цитат из красноречивой книги опасно. Потому что тут подменивается субъект идентификации. Подобно тому, как фокусник обманывает зрителя, форсируя карту: «ты же сам выбрал — всё честно». И я надеюсь, на такое коварство Вы пошли несознательно)

  7. serejka

    Ого, класс, видимо действительно хорошо получилось, раз даже Иван дал ссылку на мой текст))

    • Mercuriev
      Mercuriev

      Текст ваш понравился мне именно как текст)
      Суть я принять не могу, потому что РВП — никакой, конечно, не Джон Галт и рядом с ним не то, что не лежал, но даже и не проходил))

  8. A Special One
    A Special One

    1. Врожденный порок капитализма — неравное распределение благ; врожденное достоинство социализма — равное распределение нищеты (с)

    2. Социалисты считают пороком получение прибыли, а я — получение убытков (с)

    Бессмертные цитаты блестящего Cэра Уинстона Черчиля.

  9. conscience
    conscience

    Цитаты великолепные…))
    Мне лично больше нравиться категория РЕАЛИСТ.На мой скромный взгляд,если бы ,именно реалистов было бы больше в нашей стране было бы хоть немного попроще.))

    «Кто не был социалистом в молодости, у того нет сердца, а кто остался социалистом в старости, у того нет ума»
    Вот если например,оценивать этот тезис с реалистической позиции…у меня в университете есть несколько просто гениальных преподавателей,которые своими руками и головой,сотворили очень сложные приборы и технические конструкции,некоторые, несмотря на СОЛИДНЫЙ возраст,успешно занимаються бизнесом.Однако, при этом они социалисты до мозга костей(что удивительно).
    Конечно,очень трудно счиать,что у этих людей нет ума.)))
    Можно найти и обратные примеры)..поэтому все эти деления на социалистов и капиталистов условны и(опять таки на мой скромный взгляд) не нужны.

  10. dauren8181
    dauren8181

    Из этой книги мне понравился этот диалог:

    — Удивительно, что такая компания разорилась.
    — Не удивительно, ее погубили глупые идеи.
    — Идеи?
    — Насколько я понимаю, они провели уравниловку по расценкам и платили всем по должностям, а не по заслугам.
    — К чему весь этот альтруизм? Это и не щедро и не справедливо. Ну что творится с людьми?
    — Не удивительно, что через какое-то время лучшие работники ушли. А те кто остался, не могли вытянуть без них. Производство упало, качество было утрачено и это был конец. Компания разорилась.
    — Какой ужас.

    Гунеры, ничего не напоминает?)))

Комментарий

© 2009-2018 Меркурьев Иван

Проект arsenal-blog.ru не является коммерческим проектом. Все материалы, публикуемые на сайте, носят чисто информативный характер и не предназначены для коммерческого использования.

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Содержимое сайта защищено в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании материалов сайта активная гиперссылка на arsenal-blog.ru обязательна