RSS

Футбольный посланник.Часть десятая.

Янв21
2011

ГОЛ, ЗАБИТЫЙ ИЗ-ЗА ЛИЦЕВОЙ ЛИНИИ.


Удача не бывает бесконечной, даже в отношении «Арсенала», даже несмотря на то, что в нас верит огромное количество людей. Удача отвернулась от нас в моем втором финале в 1932 году, в матче против «Ньюкасл Юнайтед». Я по-прежнему считаю, что их первый гол был засчитан неправильно, но, как бы я не считал, изменить ситуацию — не в моих силах. Вы помните ситуацию с забитым мячом? Вот как это было.

Бойд, правый вингер «Ньюкасла», рванулся к центру, чтобы принять длинную передачу от Сэмми Уивера, но я был первым на мяче и послал его обратно к центру поля по направлению к Джеку Лэмберту, нашему центральному нападающему. В это время Ричардсон выбежал на фланг, а Бойд отбил мяч, за которым тут же погнался Дэвисон.

Это была длинная передача, и я видел, что если бы он догнал мяч, положение могло стать рискованным. Ричардсон, бегущий на всех парах, первым дотянулся до мяча и ударил в сторону ворот. Но к этому времени мы уже апеллировали к арбитру, считая, что мяч ушел за лицевую линию.
В то же самое время Аллен, воспользовавшись тем, что никто даже не смотрел на мяч, пнул его в сетку ворот… И хотя мы активно протестовали (матч судил мистер У. П. Харпер из Стоурбриджа), судья показал на центр, засчитав этот курьезный гол. Аллен вошел во вкус и забил еще один гол, тогда как мы смогли ответить только одним результативным ударом – сделал это Боб Джон.
Но это и есть игровая фортуна. Либо она улыбается в одну сторону, либо в другую, и в том году фортуна явно отвернулась от нас, так как нам пришлось делать перегруппировку в составе команды из за того, что в последний момент серьезную травму получил Алекс Джеймс.

Но для меня самым волнующим был мой первый финал Кубка в 1930 году. К тому времени я играл в основном составе «Арсенала» чуть больше года. Мы выиграли у мощного «Хаддерсфилда» в этот день, это была великая победа, и великий момент для нашего Старого Босса, который в свое время сделал из «Хаддерсфилда» замечательную команду, затем пришел к нам, чтобы сделать из нас еще более великий клуб. Это было начало нашего восхождения. В следующие восемь лет мы выиграли Лигу пять раз, один раз заняли второе место и один раз третье, один раз стали обладателями и один раз финалистами розыгрыша Кубка.

В прессе было много критики по поводу нашего первого гола. Одна часть комментаторов склонялась к тому что Алекс Джеймс нарушил правила, забивая гол. Другие считали, что всё было в пределах правил. Все представители нашей команды считали (и я так считаю до сих пор), что всё было правильно. И в разговоре с Томом Кру, который судил эту встречу, я еще раз убедился в том, что нарушения не было.

На Алексе сфолили недалеко от линии штрафной, и как только мяч перестал крутиться на земле, он исполнил штрафной удар, отдав пас Клиффу Бастину, при этом сам Алекс отбежал и занял хорошую позицию для удара.
Получив пас обратно, Алекс вонзил мяч в сетку ворот «Хаддерсфилда» — это был столь важный для нас первый гол! Том Кру сказал мне, что Джеймс молча посмотрел на него, спрашивая таким образом разрешение на пробитие штрафного удара, и в ответ он дал отмашку. Дальнейший розыгрыш был безупречным, лучшим из тех, что я видел в больших серьезных матчах, он и принес нам Кубок.
По-моему, всё произошло по-честному, без какого-либо нарушения правил. Ведь если бы Алекс простоял несколько секунд в ожидании свистка, оборона «Хаддерсфилда» успела бы занять свои позиции, и никакой выгоды от пробития штрафного удара мы бы тогда уже не получили. Джек Ламберт забил второй гол во втором тайме, причем в голевой комбинации также непосредственное участие принял Алекс.

Во втором тайме произошел инцидент, который делает подобного рода матчи еще более драматичными.
Конечно, проведение финала Кубка всегда сопровождается изрядным шумом, но поверх этого шума, мы услышали гулкий рокот, а затем и увидели, как в небе над нашими головами появился немецкий дирижабль «Граф Цеппелин», напоминающий своим неторопливым полетом на фоне яркого солнечного света — огромную ленивую форель.

Дирижабль проплыл над стадионом, салютуя королю Георгу V.
Игроки быстро взглянули на небо и продолжили игру: судья не останавливал игру, и мяч не покидал поля.
Лично у меня появление дирижабля во время футбольного матча вызвало раздражение, поскольку раздражение вызывает всё, что отвлекает футболистов от непосредственного процесса игры, и я желал воздухоплавателям поскорее скрыться с глаз долой.
Впрочем, для зрителей это наверняка было незабываемым зрелищем.

В понедельник после матча нас ожидало такое же значительное мероприятие как и игра на «Уэмбли». Мэр Излингтона (Олдерман В.И.Манчестер) пригласил нас на прием в магистрат, после чего мы должны были идти на Хайбери, чтобы сыграть перенесенный матч с «Сандерлендом».

Мы отправились на автобусе от стадиона к мэру, демонстрируя выигранный Кубок, причем некоторые из нас залезли на крышу автобуса и сидели там, свесив ноги.
Нас окружила атмосфера настоящего футбольного энтузиазма – я никогда раньше не встречался у нас с подобным явлением вне стадиона. Двадцать тысяч болельщиков выстроились вдоль улиц Излингтона, и из окон автобуса мы видели, что даже среди женщин и девушек, стоящих на улице, происходили локальные потасовки за право занять выигрышное положение. Движение было перекрыто, прибыли дополнительные силы полиции.
Были даже раненые, а одну женщину увезли в Королевский Социальный Госпиталь.
В магистрате нас принял мэр и его Совет.
Когда мы стояли на ступенях, казалось, что толпа просто проглотит нас. Я не видел ничего, кроме бушующего бело-красного океана – из флагов, шарфов и беретов. От криков, скандирований, аплодисментов и звуков разнообразных колоколов можно было оглохнуть.

В тиши приемной магистрата мы наконец-то перевели дыхание, и услышали выступление мэра – он гордился нами, назвал нас гордостью всего северного Лондона, напомнил, что после девятилетнего перерыва мы вернули Кубок в Лондон (в последний раз в 1921 году Кубок завоевывали «Шпоры»). Затем Кубок наполнили шампанским, и все присутствующие выпили за наш большой успех.

Поскольку времени до начала матча оставалось всё меньше и меньше, мы вышли через черный ход, чтобы избежать на этот раз встречи с толпой болельщиков. Приехав на поле, мы увидели, что Кубок выставлен на обозрение. Игроки «Сандерленда» торжественно выстроились и поздравили нас. Правда, после этого они выиграли у нас 1-0.

Капитаном во время финальной игры с «Хаддерсфилдом» был Том Паркер – и конечно же, он был горд и счастлив, получая Кубок из рук Короля, — не так уж часто это случается – по крайней мере, в прошлом финале три года назад наша команда уступила «Кардифф Сити».

Паркер был великолепным центральным защитником, и он здорово помогал мне в моих первых профессиональных шагах на футбольном поле. Но, кроме того, он сделал еще и нечто бесконечно более важное.
Он спас жизнь моего сына, Антона. Я уже говорил, что Антон сильно болел, когда был ребенком, но однажды ему по-настоящему стало плохо, и я понял, что его нужно во что бы то ни стало как можно быстрее доставить в больницу.
Мы с женой были в ужасном состоянии, но все-таки одели Тома, и я посчитал, что лучше всего будет доставить его в Больницу на улице Осмонд, где ему могут оказать необходимую и срочную помощь. Я понес Тома, и мы стали ловить такси. Но как назло – вокруг ничего не было! Будучи не в состоянии разрешить данную ситуацию, мы постепенно впадали в бешенство, как вдруг нас окликнул водитель проезжавшей машины.
Это был Том Паркер. Как только мы объяснили ему – в чем дело, он сказал: «Запрыгивайте в автомобиль. Я быстро довезу вас.» И он сдержал свое слово – на максимально возможной скорости он погнал машину на улицу Осмонд… Потом уже врач сказал нам, что если бы мы приехали хотя бы на пять минут позже, мы потеряли бы сына.

Несмотря на то, что я играл в двух командах, выигрывавших Кубок, мне никогда не приходилось получать его из рук члена королевской семьи. Как никогда я был близок к этому в 1936 году, когда мы переиграли «Шеффилд Юнайтед», но утром в день матча я передал другому капитанскую повязку.

Алекс Джеймс был избран капитаном «Арсенала» в начале сезона, но получив на ранней стадии серьезную травму, он сыграл только в одном из первых туров, и обрел должную форму только к самому финалу.
В его отсутствие капитанов был я.
Я уже говорил о том, что мне пришлось срочно ехать к моей матери за два дня до игры, и полагаю, что в предматчевом волнении и суматохе мистер Аллисон забыл сообщить нам, что, поскольку коротышка Алекс здоров, он снова будет капитаном. Так что о случившейся перестановке я узнал из утренних субботних газет, обратив внимание на заявку состава «Арсенала» на финальный матч: «… Джеймс (капитан команды)…» .


Поделиться ссылкой Затвитить пост

Комментарий

© 2009-2018 Меркурьев Иван

Проект arsenal-blog.ru не является коммерческим проектом. Все материалы, публикуемые на сайте, носят чисто информативный характер и не предназначены для коммерческого использования.

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Содержимое сайта защищено в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании материалов сайта активная гиперссылка на arsenal-blog.ru обязательна