RSS

Футбольный посланник.Часть двадцатая.

Янв28
2011

Александр Великий.


Одна тысяча девятьсот двадцать девятый – был роковым годом для «Арсенала», также как и для меня. В этом году были заложены основания той мощной команды, которая будет пробиваться к своей цели, сметая всё на своем пути, чтобы стать величайшим футбольным клубом в истории этой игры.

В течение сезона, закончившегося в апреле 1929 года, я окончательно завоевал себе место в основном составе «Арсенала», в это же время в команде появились Герберт Робертс, Чарли Джоунс и Джек Ламберт. В течение следующего лета Герберт Чепмен сделал два своих самых главных приобретения, которые кардинально повлияли на судьбу клуба.

Он подписал Александра Джеймса и Клиффорда Сидни Бастина.

Джеймсу было 28 лет, он был куплен у «Престона». Данный трансфер стоил «Арсеналу» 9,000 фунтов. Бастину было всего семнадцать, и он собственно стал профессиональным футболистом только за пару недель до этого. Контраст, как и размах, масштабность замыслов – налицо.

Игроки прибыли из абсолютно разных клубов (как географически, так и в спортивном отношении). Один – небольшой плотный шотландец из Белшилла, крепкий орешек, умеющий считать деньги и извлекать выгоду, нацеленный на то, чтобы выжать для себя максимум из футбола, присоединившийся к «Арсеналу», поскольку клуб предложил ему наилучшие условия для прогрессирования в игровом плане.
Другой – из фермерской семьи на западе Англии, родившийся, чтобы стать великим, спокойный, замкнутый, но даже на тот момент – с неограниченными способностями играть в футбол как настоящий мастер… их судьбы были крепко связаны и переплетены. Их фланг был обречен на успех.

Я познакомился с Алексом, когда мы возвращались с августовского тренировочного сбора. Мы почувствовали, что у нас есть что-то общее. Я встречал шотландцев, со многими из них пересекался на футбольной почве, но ни у кого из них не было такого акцента, какой был у Алекса. Но когда я привык к его диалекту, мы поняли, что у нас есть о чем поговорить.
Алекс любит говорить начистоту, честно, откровенно – также, как и я. Может это преимущество, может – недостаток, но это то общее, что объединило нас.

Кроме своего диалекта, у Алекса была еще одна характерная особенность: его ноги. «Самые бьющиеся ноги в футболе» — однажды их так назвали. Действительно – сколько раз получал он по ногам во время матчей, но никогда при этом на ногах не проступали синяки. Когда Алекс направлялся в «хирургическую палату» Уиттакера, Том говорил, что он мастерски отлынивает от серьезного лечения.

В начале книги я писал о том, что – что бы ни делал «Арсенал», это становилось новостью, событием в жизни. В какой-то степени это относится и к Алексу Джеймсу. Могу сказать, что он всегда своими действиями давал повод и материал журналистам. Представители СМИ вертелись вокруг него, как дети вокруг дудочника или Крысолова. Он специально надевал длинные гимнастические брюки и плотно облегающую рубашку, поскольку все именно этого от него и ждали. Кстати – вот как он пришел к выбору своего уникального стиля одежды.

Алекс играл на «Стэмфорд Бридж» за «Престон» против «Челси», когда Том Уебстер рисовал свои замечательные комиксы (которые одновременно были и репортажами с матчей) для «Дэйли Мэйл». На них Алекс носил шорты, опускавшиеся до колен. В нормальной жизни Алекс носил более короткие шорты, но идея соответствовать своему изображению настолько захватила его, что он купил другие шорты, большего размера, и действительно стал похож на свое изображение в комиксах!

Так или иначе, жизнь шла своим чередом, и кажется, Алекс слишком часто попадал в разного рода переделки на Хайбери. Нередко у него происходили стычки со Старым Боссом, но в глубине души, оба ссорящихся уважали и любили друг друга, и даже — восхищались друг другом. Первая настоящая битва между Алексом и клубом состоялась в конце сезона 1930/1931 годов, когда по причине, которую была известна только ему одному, он не подписал новый контракт с «Арсеналом». И конечно, это тут же получило шумную огласку в спортивных изданиях.

Дискуссия по поводу того, подписал ли он, не подписал, будет ли подписывать или не подпишет – проходила всё лето, до тех пор, пока Алекс не пришел на Хайбери и не подписался в соответствующем месте так заинтриговавшего всех контракта незадолго до того, как нам необходимо было начать подготовку к новому сезону. Чтобы отпраздновать это событие, мы помчались в помещение, где размещался оркестр «Арсенала», схватили инструменты и стали с помпой сопровождать выход Алекса на поле чарующими звуками музыки. Никогда не забуду, как вокруг Балли Паттерсона была обмотана (другого слова просто не нахожу) туба и как он пыжился, пытаясь сыграть «Смотрите, идет герой-завоеватель!» — одну из многих мелодий, которые мы исполнили в тот день!

Очередные перепады и вибрации его жизни проявились через два сезона, когда Алекс сообщил, что он не хочет ехать в ирландское турне с «Арсеналом», которое должно было состояться после завершения регулярного чемпионата Лиги. Чепмен принял решительные дисциплинарные меры, посадив Алекса на лавку во время последнего матча чемпионата. Алекс отомстил тем, что не пришел на торжественный обед по окончанию сезона на следующей неделе.

С этим обедом связана определенная пикантность. Когда мы заняли свои места за столом в довольно симпатичном зале «Кафе Ройяль», где мы проводили подобные банкеты, оказалось, что два кресла не заняты. На одном стояла табличка «А.Джеймс, эск.», на другом — «Миссис Джеймс». Как человек упорный и энергичный, Алекс принял решение, которое, я знаю, было ему неприятно.
Он решил не приходить на этот традиционный банкет «Арсенала».
Банкет начался. Несколько минут, пока подавали закуски, место пустовали. Потом Чарли Джоунс передвинулся, заняв капитанское место, и именно ему, «капитану по случаю», был вручен трофей победителя чемпионата Лиги.

Алекс был (да собственно, он им и остается) худшим в мире мореплавателем (странно, что при этом, его сын, тоже Алекс, стал работать во время войны в морских коммерческих перевозках), и не очень-то хотел отправляться в морское путешествие в ноябре месяце. Тогда как Герберт Чепмен наоборот считал, что ему следует отдохнуть и набраться сил перед участием в первом раунде игр за Кубок, который ожидал нас в ближайшем будущем.
Алекс с ужасом вспоминает это путешествие, поскольку, пересекая Бискайский залив, корабль попал в страшный шторм, самый сильный (как нам сказали) за последние двадцать лет! А когда он прибыл на причал Сент Кэтрин со значительным багажом, включающим в себя всё, вплоть до смокинга, он обнаружил, что корабль, на котором ему предстояло пересечь залив – это грузовое судно, везущее овечьи шкуры в Бордо.

Как правило, болельщики не знают, что Алекс был близок к переходу в «Дерби Каунти». Как я полагаю, переговоры уже дошли до обсуждения конкретной суммы трансфера, но когда позвали Алекса, он решительно отказался покидать Лондон, сказав, что здесь ему хорошо и комфортно… и наверное, так оно и было.

Двух мнений быть не может: Алекс был великим футболистом, но если бы позади него не было Боба Джона в тот момент, когда небольшой паренек впервые приехал на Хайбери, он бы не достиг и половины своего нынешнего успеха. В «Престоне» он был просто результативным нападающим, при этом можно было только догадываться о тех зачатках комбинационной игры, мастером которой он стал впоследствии. В одном сезоне вообще – он стал лучшим бомбардиром «Престона». Но когда Алекс присоединился к атакующей линии «Арсенала», он сконцентрировался на создании комбинаций, голевых моментов для других игроков и забивал довольно редко.

Но в одной игре на Хайбери с «Шеффилд Юнайтед» Алекс поразил весь мир, сделав хет-трик. После матча Алекс сказал, что его старший сын заявил ему, что Алекс просто не сможет уже забить, даже если очень захочет, и сегодняшний матч – ответ Алекса старшему сыну. Другой рассказ, который я слышал от Алекса об этом матче таков: «голкипер два раза спрятал мяч в сетку для сохранности, а что касается третьего мяча, то мяч просто не захотел оставаться на попечении центрального защитника и удрал от него в ворота». Такой вот забавный парень – этот Алекс!

Здесь я сделаю небольшое отступление, чтобы рассказать об инциденте на одной из наших конференций, которые, как вы помните, проходят у нас по пятницам. После того, как мистер Аллисон подробно объяснил план на игру, в котором Алексу предназначалось исполнение главной роли, он спросил – есть ли у собравшихся вопросы. Алекс, который задумчиво исследовал демонстрационный макет на нашей знаменитой футбольной доске, тихо и неторопливо убрал с нее десять фишек, оставив только «себя» в позиции левого инсайда. Несколько удивленный, мистер Аллисон спросил – что значит сия аллегория, на что Алекс ответил: «Похоже, остальные вам просто не понадобятся. В самом деле – что им еще остается делать в этом матче?»

Это напоминает мне то время, когда у нас еще не было макетной доски, и мы выставляли одиннадцать полных лимонадных бутылок. Однажды, как раз в момент демонстрации плана на лимонадных бутылках, мистера Аллисона вызвали на срочные телефонные переговоры. Вернувшись, он продолжил объяснять свои тактические установки. Неожиданно Тед Дрэйк абсолютно серьезно заметил: «Центр-форвард пьян, мистер Аллисон.» Лимонадная бутылка в центре атакующего звена была пуста…

Но вернемся к коротышке Алексу. В июле 1937 года его удивительная искрометная карьера подошла к концу. Летом он подписал контракт на работу в качестве директора фирмы, организующую футбольный тотализатор за 40 фунтов в неделю, и его резвые, мелькающие на поле ноги были навсегда потеряны для футбола – по крайней мере, непосредственно на уровне основной игры.

Тем не менее, Алекс, получив отказ Футбольной Ассоциации вернуться в большой футбол в качестве тренера или позднее — в качестве игрока «Нортхэмптона» во время войны, не исчез окончательно из этой игры. Летом 1939 года он устроился на тренерскую работу в Польше и приехал туда буквально за несколько недель до начала войны. При этом он постоянно жаловался на то, что не понимает, как говорят поляки. Возможно, это просто был его маневр – повод, чтобы уехать из этой страны. Алекс сыграл пару игр за «Драмкондру» в ирландской Лиге в самом начале войны. Забавный эпизод: после первого матча с «Сент Джеймс Гэйт» тренер «Драмкондры» хотел расплатиться с Алексом трехпенсовыми и шестипенсовыми монетами, полученными в кассе на этом матче.

Другой любовью Алекса, пожалуй, даже более глубокой, чем футбол – был гольф. Если бы он не стал первоклассным футболистом, он был бы профессиональным игроком в гольф.
Даже будучи страшно занятым другими делами, он всегда старался найти время, чтобы сыграть в эту игру, и однажды завоевал трофей на Кубок Гарри Вардона в Южном Гертце (это был его родной клуб).
Но лучшей его игрой – как он мне рассказывал – было выступление в Балвеари (Киркалди), где, чтобы выиграть пари, он сыграл целый раунд, используя (по условиям спора) одну-единственную клюшку, железную №4.

Алекс, как и я, ненавидел грязную игру. И несмотря на то, что его часто били по ногам, будучи не в силах бороться с ним на одном уровне мастерства, он никогда не отвечал тем же. Поэтому было более, чем странно услышать его рассказ о том, что он, возможно, установил уникальный рекорд в футболе… возможно он единственный футболист, которого две недели подряд удаляли с поля.
Это случилось, когда он выступал за «Райт Роверс» в самом начале своей футбольной карьеры. В первом матче он оказался вовлеченным в драку, и когда пыль, поднятая дерущимися футболистами, рассеялась, почему-то именно его одного удалили с поля. И вряд ли для него было утешением то, что позже по ходу этого матча лайнсмен обратил внимание главного арбитра, что он удалил с поля не того, кого следовало, поскольку в качестве «работы над ошибками» судья просто удалил еще и истинного нарушителя, оставив команду Алекса вдевятером.
На следующей неделе в ответной игре с тем же соперником и тем же арбитром, Алекс опять был удален с поля за абсолютно тривиальное, по большому счету, нарушение.

Результат всего этого был более, чем забавным: когда Алекс предстал перед Дисциплинарным Комитетом на слушаниях своего «дела», председатель Комитета прочел ему большую назидательную лекцию, которая заканчивалась словами: «Теперь же, молодой человек, постарайся сделать так, чтобы я тебя здесь больше никогда не видел. Дело аннулируется. Следующий нарушитель!» Но следующим нарушителем… в данном случае тоже был Алекс, дважды подряд удаленный с поля. На этот раз сердце председателя Комитета в значительной степени окаменело, и Алекс получил-таки месячную дисквалификацию!

Алекс играл в двух составах «Арсенала», которые выиграли Кубок, но при этом у него нет ни одной соответствующей медали. Его благородство ответственно за это: он отдал обе медали.

Через несколько дней после того, как мы выиграли у «Хаддерсфилда» в 1930 году, Алекс отправил свою золотую медаль своему другу, мистеру Роберту Моррисону, бывшему директору «Райт Роверс» — первому большому футбольному клубу, в котором он играл. В сопроводительном письме, Алекс написал: «Никто не заслуживает этой медали больше, чем вы, поскольку могу, положа руку на сердце, сказать, что не было бы никакого Алекса Джеймса, если бы не было Боба.» Эти слова относились к периоду, когда Алекс был совсем еще молодым футболистом и боролся за существование в Шотландии. Тогда мистер Моррисон действительно помогал ему встать на ноги.

Через шесть лет Алекс снова отдал свою золотую медаль – которую он получил, когда мы в финале выиграли у «Шеффилд Юнайтед».
На этот раз адресатом стал Пэт Бисли, который потерял свое место в составе нашей команды, когда в последний момент перед матчем на «Уэмбли» оправился от травмы Тед Дрэйк. Пэт сначала отказался от такого подарка, сказав, что он подождет, пока не будет опубликовано решение Футбольной Ассоциации о награждении игроков в ответ на апелляцию «Арсенала», поданную с просьбой о награждении еще одного футболиста – Пэта Бисли. Апелляция была отвергнута, и Алекс отдал и эту свою медаль.

В качестве исторической справки: последний раз Алекс сыграл за «Арсенал» в матче против «Роттердама» на стадионе «Фейноорда» во время нашего нидерландского турне за два сезона до начала войны…


Поделиться ссылкой Затвитить пост

Комментарий

© 2009-2018 Меркурьев Иван

Проект arsenal-blog.ru не является коммерческим проектом. Все материалы, публикуемые на сайте, носят чисто информативный характер и не предназначены для коммерческого использования.

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Содержимое сайта защищено в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании материалов сайта активная гиперссылка на arsenal-blog.ru обязательна