RSS

Рокки десятый.

Апр01
2011

Роберт Эксли

Десять лет назад неожиданно для всех из жизни ушел Дэвид Рокасл

Слово «культовый», согласно определениям большинства словарей, означает:  «важный и долговечный символ, образ или картина сокровенного или святого, традиционно почитаемого, персонажа». «Арсенал» — это команда, которая проводила в высшей лиги английского футбола каждый сезон, начиная с первой мировой войны и по большей части оставалась в итоге в верхней части турнирной таблицы, так что стоит призадуматься над тем – кого можно было бы назвать самым культовым героем за послевоенное время.

Есть мнение и, в высшей степени обоснованное, что этот титул принадлежит Дэвиду Рокаслу. Впрочем выбрать  самую-самую достойную фигуру из множества достойных в «Арсенале» гораздо сложнее, чем, скажем, в «Ливерпуле, «Ман Юнайтеде», «Тоттенхэме» или «Челси».

С уважением и памятью…

Нет сомнений в том, что Рокки был выдающимся в плане игрового мастерства футболистом, но вот насколько он смог бы показать себя в величайшем на все времена «Арсенале» XI, учитывая, что в нем играли такие мастера, как Анри, Брэйди, Пирес, Бергкамп и Виера, которые в свое время были сильнейшими претендентами на звание лучшего футболиста в мире на занимаемых позициях, — это еще вопрос.

По крайней мере, вряд ли можно сказать о Рокки, что он также был лучшим в  мире на своей позиции в свое время – в конце восьмидесятых и в начале девяностых. Впрочем, его трагический ранний уход может тоже являться поводом для получения от болельщиков подобного титула.

С другой стороны —  мы помним, что Алан Болл и Джордж Армстронг тоже ушли из жизни очень рано. Но как бы там ни было, Рокки неизменно пользовался непререкаемым уважением со стороны болельщиков «Арсенала» в течение девятилетнего периода – с момента ухода с Хайбери  до своей преждевременной смерти, что подтверждала, хотя бы, овация в его честь, устроенная болельщиками, которые стоя приветствовали его на Хайбери, когда он вышел на замену в составе «Лидса» в 1993 году в матче на кубок ФА, когда «Арсенал» должен был отыгрывать два мяча. Действительно, обычно мы  выказываем уважение своему герою, когда он выходит в составе чужой команды в матче против нас. Обычно, но не всегда: годом раньше его современник Микки Томас, перешедший  в «Ливерпуль», был освистан в матче с «Арсеналом».

Рокки был темнокожим футболистом в то время, когда эти игроки еще редко выступали в английском футболе, хотя первый афро-карибский гунер – Брендон Батсон – появился в «Арсенале» за двенадцать с половиной лет до того, как впервые в арсенальской футболке на поле вышел Рокки. Другие болельщики отмечают, что он был, пожалуй, единственным виртуозным мастером на поле в составе «Арсенала» в эпоху достаточно однообразного футбола.

Это положение, впрочем, вполне можно оспорить, поскольку среди современников Рокки числились Чарли Николас, Микаэль Томас, Пол Дэвис, Брайан Марвуд и Андерс Лимпар. Скорее наоборот – возможно, слишком уж однообразный футбол установился как раз после его ухода из команды в 1992 году. А что касается долговечности на футбольном поле, то Рокки явно уступает в этом параметре в категории «Мистер Арсенал» Джорджу Армстронгу, Дэвиду О’Лири, Тони Адамсу и даже Рэю Парлору. В чем же тогда секрет феномена Рокки, ведь он и в самом деле вобрал в себя то, что оказалось по-настоящему дорого для Гунеров?

Дэвид Рокасл впервые появился в составе «Арсенале» в сезоне 1985/86 годов, в период трофейной засухи, схожей с нынешней, правда, качество игры на футбольном поле было тогда значительно ниже сегодняшней. Несмотря на то, что билеты на Хайбери не были дорогими, и люди могли свободно петь, стоять и употреблять алкоголь на стадионе, никто не чувствовал себя ущемленным, да и на отсутствие прибыли клуб не жаловался.

Правда, в то лето других новых футболистов, кроме Рокки,  в команде не появилось, с другой стороны — мы и не требовали новых имен, ведь в тот день, когда Рокки вышел в составе «Арсенала», рядом с ним играли семь футболистов различных национальных сборных и два обладателя европейских кубков с весьма ощутимой заработной платой. Впрочем, Джон Сперлинг в своей хроники об «Арсенале» 80-ых «Все пушки наизготове», назвал тогдашний состав «ансамблем песни и пляски».  Характерной чертой той команды, по мнению Сперлинга, являлось недостаточное количество молодых футболистов.

Впрочем именно тогда стал формироваться состав, который будет завоевывать трофеи. Состав, который с помощью Рокки выиграет полуфинальный матч на «Лэйне» в 1987 году. Таким образом, у многих болельщиков Рокки ассоциируется с процессом омолаживания «Арсенала», начиная с середины 80-ых до конца десятилетия, когда клуб наконец-то достиг успеха. С другой стороны, в отличие, скажем, от Тони Адамса, вряд ли болельщики помнят Рокки как зрелого профессионала. Последний матч за «Арсенал» он сыграл, когда ему исполнилось всего-навсего двадцать пять лет, так что образ Рокки в красно-белом «Арсенале» навсегда останется молодым, полным энергии, задора и таланта.

То, что Рокки дебютировал в составе «Арсенала» имело особое значение не только для болельщиков этого клуба. Практически в это же самое время, неделей позже,  в южном Лондоне (откуда Рокки родом), а затем и в северном Лондоне (который стал для него своего рода духовной родиной) произошли важные события социального характера. Рокки был представителем первого афро-карибского поколения англичан, родился от родителей-мигрантов из Вест-Индии, и эта часть английского общества сразу же стала причиной многих социальных волнений. Все, кто хотят узнать – что же происходило 25 лет назад, могут посмотреть британский художественный фильм 1976 года ‘Pressure’ («Давление»).

Впрочем в 1985 году – почти что десять лет спустя после выпуска фильма,  ситуация стала даже еще хуже. Полицейские, принимавшие участие во взаимных стычках 1976 года, были признаны невиновными, и темнокожие молодые люди почувствовали себя несправедливо ущемленными. Они постоянно находились под особым контролем со стороны полиции, что естественно вызывало обратную реакцию. В результате осенью 1985 года (как раз когда дебютировал Рокки) произошло убийство полицейского Блэйлока, и передовицы всех газет занимала фотография Уинстона Силкотта, обвиненного в убийстве (Уинстон Силкотт – представитель афро-карибского этнического меньшинства, был обвинен в убийстве полицейского Блэйлока; в 1991 году после проведения специальной экспертизы обвинения были сняты – прим.перев.).

Как бы там ни было, Рокки приобрел известность примерно в то же самое время, когда произошли серьезные беспорядки в Бродвотер Фарм (Тоттенхем, северный Лондон). При этом он производил впечатление приличного законопослушного человека, что явно контрастировало с тем ужасным имиджем афро-карибской этнической части общества, который создавался в сознании людей правой популярной прессой.

Не могу вспомнить случая, когда бы Рокки самостоятельно (правда, один раз он действительно совместно с Михаэлем Томасом представлял молодым игрокам Кэй Хауи, бывшего советника «Арсенала» по вопросам образования, в качестве кандидата от лейбористской партии в дополнительных выборах 1989 года) высказывался на политическую или социальную тему. Однако часто хорошо сбалансированная личность  может разрушить социальные предрассудки просто тем, что ведет себя непосредственно, что в итоге оказывается не менее эффективно, по сравнению со специальными пиар-ходами. Журналист «Times» Мартин Самуэль однажды привел в пример послематчевый разговор с Дэвидом Рокаслом в Майами после матча «неофициального Кубка Мира среди клубов» против аргентинского «Индепенданте» в 1989 году.

В разговоре Дэвид сообщил, что аргентинцы, похоже, знают только одно английское слово, да и то ненормативное, которое, как они предполагают, только и пригодится им  в самых разнообразных случаях. Настоящий же ответ Рокки был уже сделан на футбольном поле, где он продемонстрировал высококлассную игру, забив два гола. «Арсенал» выиграл 2-1 при температуре летнего воздуха, доходившей до 100 градусов по Фаренгейту (37,8 градусов по Цельсию – прим.ред.).

Как бы там ни было, Дэвид Рокасл очень быстро стал героем трибуны «Норт Банк» — практически сразу же после своего дебюта в основном составе. Для человека в его, в общем-то, подростковом возрасте, обладающего несравненно большими перспективами, по сравнению со своими сверстниками, даже независимо от этнической принадлежности, он обладал удивительно приземленным характером и манерой поведения. Рокки, потерявший своего отца в пятилетнем возрасте, происходил из тесно спаянной и дружной семьи, правда, не слишком состоятельной.

Так что финансовая помощь со стороны молодого профессионального футболиста оказалась весьма кстати. Также он был основателем, возможно, не слишком заметной, но все же,  футбольной семейной династии – его кузен Крэйг играл за «Челси» и за «Канзас Сити Визардс» (которая выиграла у «Ман Юнайтеда» предыдущим летом). Также в списках «Норвич Сити» значился его брат Штефан. При этом многие его сверстники, живущие бок о бок, отрывались по полной, прожигая жизнь на всю катушку, тогда как Рокки достаточно рано завел семью, и его первый ребенок – Мелисса появилась на свет во время первого «титульного» сезона «Арсенала» — в 1989 году. Рокки на тот момент было 22 года.

Несмотря на свой изысканный дриблинг и утонченное мастерство, Рокки не был неженкой и недотрогой. Он никогда не уклонялся от единоборств, даже если речь шла о самых жестких и грубых футболистах той эпохи – Стиве Макконе и Стюарте Пирсе, и всегда стоял насмерть, когда единоборство принимало действительно жесткий оборот. В том сезоне мы дважды проиграли на «Олд Траффорд», поскольку «Арсенал» играл вяло, без конкурентного драйва и энтузиазма, так что даже Адексу Фергюсону не пришлось тратить силы на ненависть в наш адрес.

Впрочем, стоит вспомнить, что именно Рокки оказался в эпицентре событий, когда разорвалась ядерная бомба противостояния между «Юнайтедом» и «Арсеналом», оставив свой радиоактивный осадок на последующие восемнадцать лет. В январе 1987 года Рокки был единственный раз в своей карьере удален с поля, за то, что адекватно ответил на грубый фол  Нормана Уайтсайда. Даже Ферги признает  в своих воспоминаниях об этом матче, что «это была одна из тех игр, когда Норман совершил порядка 45 фолов и даже не получил предупреждения.Как это ему удалось – я не знаю.»

В течение последующих трех лет Рокки активно  принимал участие в сражениях на «Олд Траффорд», тем не менее, примеров откровенно грубого поведения с его стороны практически не было, за редчайшим исключением. Сражение 1990 года он прокомментировал так: «Наш товарищ по команде, наш кровный брат, был в беде.  Они нещадно били по ногам Найджела (Уинтерберна), всё это гораздо больше походило на драку  в ночном клубе. И конечно это расстраивало и раздражало нас. Если бы это был просто неудачный подкат, это было бы еще хоть как-то понятно. Но когда я увидел, что они откровенно и умышленно лупили его по ногам, я подумал: «Этого не должно быть!».

И мы сами стали играть жестче, стали защищать друг друга как могли…» Необходимо также оценивать борцовские качества Рокки сквозь призму нравов той эпохи – ведь не далее как в 1993 году председатель совета директоров «Кристалл Паласа» Рон Ноудс вполне спокойно говорил во всеуслышание: «Да, в умеренном климате, при теплой погоде, темнокожие футболисты выносливы и использовать их эффективно. Но зимой вполне достаточно приставить к ним парочку крепких белых парней, чтобы выбить из них артистизм.»

В 1989 году, когда Рокки исполнилось 22 года, и он сыграл в победной игре за титул чемпиона Премьер-Лиги на «Энфилде», казалось, что впереди будет еще много подобных радостных матчей, приносящих трофеи. Поскольку это было время европейских запретов для английских клубов  после катастрофы на брюссельском стадионе «Хейсель» в 1985 году (финальный матч «Ливерпуль» — «Ювентус»прим.ред.), многие команды на континенте пытались соблазнить английских талантливых футболистов, обещая им красочный европейский футбол.

Суд по сообщениям, ФК «Милан», тогдашний победитель Лиги Чемпионов, заинтересовался Рокки. В очередь за «Миланом» пристроился и «Марсель», который только что благополучно выкрал с «Уайт Харт Лэйна» Криса Уоддла. Но, как ни печально об этом говорить, «Энфилд» — 89 оказался зенитом  карьеры Рокасла. После того, как он забил в первом матче сезона 1989/90 годов, он уже не поражал ворота вплоть до предпоследней игры сезона. В ноябре того сезона на «Миллуолле» в результате случайного столкновения с будущим игроком «Арсенала» Джимми Картером у него случилось западение языка, и спасти его удалось только благодаря Гари Льюину (один из ведущих английских спортивных физиотерапевтов).

В декабре он был исключен из основного состава по причине слабой физической формы, но в следующем месяце Джордж Грэм вновь пригласил его в команду в ответ на запрос Рокки о своем будущем. Тем не менее, вскоре последовала очередная травма, которая не позволила ему произвести должное впечатление на Бобби Робсона, чтобы получить место в национальной команде для поездки на чемпионат мира в Италию-90.   И несмотря на то, что в 1990/91 годах «Арсенал» вновь стал чемпионом, травмы преследовали Рокки, и как результат, слабая физическая  форма вынудила его смотреть большую часть чемпионата со скамейки запасных. Во время телетрансляций камеры часто показывали его лицо, полное грусти и разочарования…

К счастью, сезон 1991/92, его последний сезон на Хайбери, оказался эпохой «возрождения» Рокки, и можно с уверенностью сказать, что ушел он красиво, на хорошей высоте. Он снова добился места в основном состав после того, как его переместили на место центрального полузащитника, где он провел несколько фантастических игр, например, разнеся в щепки ворота Петера Шмейхеля на «Олд Траффорд».

Неминуемо последовало приглашение и в сборную Англии. Правда в чемпионате Европы-1992 в Швеции, где сборная Англии сыграла на редкость отвратительно, заняв последнее место в групповом турнире, Рокки уже не сыграл. После тщательного обследования коленного сустава и решения о постановке нового стиля игры у «Арсенала», Джордж Грэм посчитал, что Рокки больше не нужен команде. Футболисты вспоминают длительный разговор, который состоялся в автомобиле Джорджа в Лондон Колни, по окончании которого Рокки вышел из машины в слезах. Ему было сказано, что главный тренер принял предложение в £2 миллиона о его трансфере в «Лидс Юнайтед»…

В течение следующих шести лет Рокки переезжал в «Манчестер Сити», затем в «Челси» плюс игра на правах аренды за «Норвич» и «Халл», ну и Малайзия… Но как бы там ни было, для гунеров Рокки навсегда останется в футболке «Арсенала». Всё другое было недолгим и неправильным. Более того, он даже шокировал нас несколькими выступлениями в составе «Тоттенхема»!..

В 1993 году его пригласили в «Тоттенхем» уже всерьез и надолго, но, даже несмотря на то, что на тот момент он так и не смог добиться какого-либо качественного прорыва в «Лидсе», из уважения к болельщикам «Арсенала» Рокки отклонил заманчивое предложение «Шпор». По иронии судьбы, он умер в день северо-лондонского дерби, и сообщение о его преждевременной кончине было объявлено его бывшем товарищем по команде Яном Райтом на Радио Пять. Будучи другом детства Рокки, Райти, не сдержавшись, расплакался в прямом эфире…

Минута молчания в его честь была выполнена беспрекословно на Хайбери, причем не только гунерами, но и лилово-белыми, что свидетельствует о том, что 31 марта 2001 года ушел из жизни не просто обыкновенный Гунер и возможно, не просто обыкновенный футболист.

На следующий день в «London Evening Standard» Михаэль Харт написал, что, вспоминая Рокки, мы автоматически вспоминаем недавнее прошлое. «Молодой футболист, который очаровывал публику своей элегантной привлекательной игрой, обладая при этом абсолютно адекватной оценкой происходящего вынужден был бороться на поле с самовлюбленными и заурядными игроками…».

Может быть в этих строках и кроется ответ на вопрос – почему из всех талантов, носивших футболку «Арсенала» за последние 65 лет, именно Дэвид Рокасл считается самой культовой фигурой  в послевоенную эпоху…


Поделиться ссылкой Затвитить пост

3 комментария

  1. serij_
    serij_

    Интересная статья, спасибо!

  2. Twister

    Жаль, что таких игроков как он нет в нынешнем Арсенале

  3. ilya
    ilya

    Отличная статья.

Комментарий

© 2009-2018 Меркурьев Иван

Проект arsenal-blog.ru не является коммерческим проектом. Все материалы, публикуемые на сайте, носят чисто информативный характер и не предназначены для коммерческого использования.

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Содержимое сайта защищено в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании материалов сайта активная гиперссылка на arsenal-blog.ru обязательна